Украина входит в зону эпидемиологического кризиса. Сегодня – очередной рекорд по количеству новых больных, более 4,6 тысяч человек. В ВОЗ прогнозируют, что до конца года в Украине суточный показатель возрастет до 7-9 тысяч. По словам министра здравоохранения Степанова, сейчас в больницах – около 16 тысяч человек, и количество госпитализаций в связи с Covid – стремительно растет. При этом общее число коек – около 35 тысяч. Степанов обещает создать еще 15 тысяч коек, однако проблема будет уже не в койках, а в количестве врачей – наличии бригад, способных обслуживать новых больных. И в обеспечении коек кислородом – собственно, уже на нынешнем уровне загрузки у больниц проблемы с кислородными концентраторами и баллонами. В МОЗ неофициально говорят о том, что если число заражений увеличится вдвое и выше – наступит коллапс системы здравоохранения.
Ясно, что рост заболеваемости – общенациональный вызов, угрожающий не только системе здравоохранения, но и экономике, благосостоянию миллионов людей, и госуправлению в целом. Как Украина будет реагировать на эту угрозу, есть ли у нас стратегия реагирования и в чем она состоит, что делается уже сейчас, на что были потрачены деньги ковидного фонда и на что будут, как в этих условиях будут проводиться местные выборы и каким должен быть уровень заболеваемости для их переноса? На эти вопрос должен был бы ответить не министр Степанов и не телеграм-каналы, а глава государства. Потому что у нас (пока еще) не парламентская республика, и за реагирование на угрозы национального характера должен отвечать президент. Как там у Горина – «А где командующий? Командует!».
А где президент? А президент в шортах бегает по Черновцам. Красивый город. Буковина, правда, один из лидеров распространению Covid, но не надо отвлекать президента, он делает селфи, он пилит видосик. Он в туре. Теперь – по Западной Украине. Занимается национальными проблемами. Вот в Ровенской области осмотрел строительство спортзала на территории Шпанивского сельсовета.
Ознакомился с работой областного противоопухолевого центра и текстильного предприятия-экспортера. Кругозор значительно расширен. Обсудил возможность создания центров для поддержки лиц, страдающих от домашнего насилия. Пообещал включить замки в программу большой реставрации. Осмотрел мосты через Черемош. Это точно президент, а не местный мажоритарщик? Вроде бы президент.
Точно президент! Вот он тут о глобальных космических кораблях, бороздящих просторы Большой стройки рассуждает. Ждет от СНБО решения по обеспечению питьевой водой. А вот обещает «развивать свою атомную энергетику и достраивать АЭС, несмотря на противодействие многих стран». «Самый дешевый вид электроэнергии для украинцев, для потребителя, поэтому мы будем это развивать», — заявляет президент, даже не понимая, что потребителями атомки являются промышленные предприятия, а не домохозяйства. И строить что-то можно только в расчете на экспорт, а для этого нужно решить вопрос присоединения к европейским сетям, и именно этот вопрос ключевой.
Но почему вообще Зеленский поднимает эту тему? Конечно же, не потому, что озаботился проблемами атомки, а потому что он в Ровенской области, где есть АЭС. И поэтому надо пообещать местным что-то понятное им и себе. Вот был в Закарпатской области на «Еврокаре» - пообещал бурное развитие автомобильной промышленности. Во Львовской области – австрийские инвестиции в горнолыжные курорты. Акын – что вижу, то и пою. В любой непонятной ситуации – обещай аэропорт. Николаев, Ужгород, Херсон, Полтава, Винница. Надо-не надо, за какие шиши, когда окупится трафик, не думай, все равно никто ничего строить не будет. Все будет, я же не лох.
Ну а все-таки, что с коронавирусом, господин президент? Когда число больных перевалило 4,5 тысячи за сутки (а мы понимаем, что реальные цифры куда выше), наконец, решил высказаться. Но вопрос, который беспокоит Зеленского, не «что делать?», а «кто виноват?». Потому что «что делать, он не знает», а вопрос «кто виноват» - отражается на рейтинге. И виноват, конечно, не Зеленский, и не центральная власть, а проклятые мэры, которые проводят дни города. «Политический этот цирк местных властей… Как им сложно терять свою власть, или не терять. Я не понимаю, зачем они это делают, за исключением своих рейтингов. Они хотят нравиться всем людям, которые живут в том или ином населенном пункте», - говорит глава государства, находящийся в цирковом агитационном турне ради собственного рейтинга.
Мэры виноваты и народ, который не носит маски. Но давайте вспомним, что в парламенте с самого начала лежит законопроект об упрощенном механизме административных штрафов за отсутствие маски – как за нарушение ПДД, и вменяемого размера. Что с этим законопроектом? Почему-то президентская партия даже не пыталась его продвинуть – опять-таки из-за рейтинга и страха политического провала. Или зонирование – его превратили в профанацию, загрузка коек, как ключевой показатель. Как не допустить попадания в красную зону – берем и разгоняем, например, кардиологическое отделение или онкологию, или любое другое – и устраиваем там ковидное, и вуаля – мы в оранжевой зоне. Еще добавили коек – и уже в желтой. А настоять, чтобы система работала, как надо – не хватило смелости. Пару раз мэры послали, начиная с Черкасс весной и заканчивая Западной Украиной в августе.
Почему-то никто из центральной власти не попытался ни административную ответственность за штрафы ввести работающую, ни обязать регионы соблюдать правила зонирования. Даже почему-то Аваков, который был так суров весной, а его помощники натурально обещали введение карточной системы и комендантского часа. Почему сейчас ничего этого не слышно?
Потому что регионы не доверяют центральной власти, которая при уровне 300 человек в сутки останавливала транспорт, закрывала предприятия и отбирала налоги у регионов. И теперь, когда такие меры действительно стали актуальными, их уже никто не хочет и не будет вводить. А настаивать центральная власть боится. Это суть рабочего подхода этой команды – хаотичность и внезапность. Собрались, решили, попробовали, обделались – откатились назад.
За благополучное лето центральная власть провалила подготовку ко второй волне коронавируса. Хотя было понятно, что она будет осенью. Никто ничего не прогнозировал. За все это время не была налажена система массового тестирования. Сделать тест – по-прежнему проблема. Деньги из ковидного фонда ушли на «Большую стройку». И силовикам. Аваков просит еще 1,9 млрд для доплат полицейским. Может, ковидный фонд для «Большой стройки» и создавался? Его можно было сделать куда меньшим, но расходование сделать целевым и не воровать. Палица прав, как любит говорить технолог Романенко, за 5 млрд можно было подготовиться. Обеспечить тестирование и кислородные точки.
Фишка только в том, что делать это должен был кум Палицы министр здравоохранения Степанов. А Степанов боролся с соросятами в МОЗ за то, кто будет сидеть на закупках – он или ГП «Госзакупки». Времени на закупки не было. И поэтому закупки провалены, и остатки лекарств по областям пришлось засекретить, чтобы не было скандалов. В МОЗ войны за потоки, им не до подготовки. Бардак, чиновники озабочены откатом, и чтобы откат не получил чиновник-конкурент. Ответственности никто брать не хочет. В том числе и сам Степанов. Какой-то общей стратегии, а тем более расчетов по потребностям облздравов в медтехнике, средствах медицинского назначения и медикаментах в условиях скачка заболеваемости Covid – нет.
Как они в этих условиях собираются проводить выборы – непонятно. По три человека пускать на участки? Остальные в очереди на улице? А многие больные или носители придут на участки сами – запретить нельзя, конституционное право. В ЦИК говорят, что самая большая проблема – голосование на самоизоляции. Ну да, сначала пойдем со «скринькой» к ковидным, а потом к инвалидам. Ну или наиболее дисциплинированные избиратели – старики, они же ведь и самые уязвимые для коронавируса. Ожидать скачка смертности ради того, чтобы «слуги» успели хоть что-то взять в местных советах?
А у самого доброго, честного и умного президента и выбора другого нет. Если проводить весной, то тогда люди придут совсем голодные и злые. И 5% можно не набрать. Потому что цена газа растет. Тарифы будут неизбежно подняты. Доллар и цены вырастут, гривна и качество жизни упадут.
Коррупционные скандалы с участием «слуг» у нас уже почти каждый день, и доходить начинает уже до самых тупых, что если вся команда состоит из проходимцев, то, наверное, и лидер не Д’Артаньян. Так что, дорогие мои старики, дайте я вас сейчас расцелую. На прощанье, извините, естественный политический отбор.
А я пока еще покатаюсь по стране. Вон как дожди на Востоке пройдут – так поеду на Луганщину пожары тушить. А до 25 октября не так много осталось – авось как-то пропетляем. До 25 – может и да, а вот дальше – очень сомнительно. Запас прочности у системы уменьшается с каждым днем. Голохвастовы, которые пришли на Банковую, еще раз продемонстрировали очевидную, на первый взгляд, вещь: стратеги в руководстве страны – не простые слова, а критическая необходимость.