Это не просто военная оккупация. Это специальная операция с задействованием тех институтов власти, которые были созданы в Крыму самой Украиной
Мы так и не поняли, почему оккупация Крыма стала возможна с правовой точки зрения. Мы все время забываем, что это не просто военная оккупация. Это специальная операция с задействованием тех институтов власти, которые были созданы в Крыму самой Украиной. Почему так произошло? Когда образовывалась советская Крымская автономия в 20-х годах, большевики осознавали важность национальных движений в бывший империи. Именно поэтому появилась Крымская автономия, смысл которой был в воплощении в жизнь прав народов, которые жили в Крыму, со специальным акцентом на правах крымская татар. Конечно, это была формальность, ширма, но она работала на уровне культуры, газет, национально-кадрового представительства.
Все президенты Украины играли с Меджлисом крымскотатарского народа, чтобы отстранить его от крымской политики
Так происходило, пока автономию не уничтожили во время депортации крымских татар и других народов Крыма. И когда эта автономия восстанавливалась, она уже не была такой, какой должна была быть. По сути, мы получили русскоязычную автономию. И после объявления Украиной независимости эта ситуация еще больше усугубилась. Тогда автономия Крыма означала автономию криминальных кланов Крыма. Все время до аннексии в Крыму была конкуренция русскоязычного государственного проекта с украинским. Почти все президенты Украины играли с Меджлисом крымскотатарского народа, чтобы отстранить его от крымской политики. В результате русскоязычная часть автономии стала частью России.
Украина может действовать иначе – говоря о нарушении Российской Федерацией прав коренных народов Крыма. Это наш единственный козырь
Мы находимся в конституционной ловушке, глубину которой не осознает не просто большинство граждан Украины, но и большинство граждан России. Такого не было еще ни у кого. В конституциях двух государств Европы записана одна и та же территория. Мы можем сколько угодно говорить о том, что Россия записала Крым в свою Конституцию незаконно, но он там есть.
Ни Россия, ни Украина не вычеркнут полуостров из своих конституций. Но Украина может действовать иначе – говоря о нарушении Российской Федерацией прав коренных народов Крыма. Это наш единственный козырь, который может привести к какому-то согласию о будущем Крыма с будущей Российской Федерацией. Не с Путиным и, видимо, не с его преемником. Но с Россией, которая будет эволюционировать.