"Крымская нравственность" - Віталій Портников

"Крымская нравственность" - Віталій Портников

Сейчас, когда реальное окончание войны выглядит все еще недостижимой перспективой и мы вряд ли представляем себе даже условия перемирия, не то, что условия мира, обсуждать условия деоккупации Крыма все еще кажется нам скорее политической фантастикой, чем реальной политикой.

Как обеспечить возвращение Крыма в политическое пространство Украины? Каковы будут общественные настроения на Крымском полуострове, где украинский язык и культура на момент оккупации находились в настоящей цивилизационной резервации даже по сравнению с восточными и южными регионами страны? Все эти вопросы постоянно поднимаются и дискутируются, причем отнюдь не только в Украине.

Между тем, начинать нужно с другого – с обязательствами Украины перед коренными народами Крыма, прежде всего перед крымскими татарами. Причем даже если Украине не удастся силовым путем восстановить свой контроль над Крымским полуостровом и придется годами, а, возможно, и десятилетиями ожидать политического решения вопроса о восстановлении территориальной целостности страны, моральных обязательств это не отменят в любом случае.

Украина может помочь этническим украинцам полуострова, которые принимают решение переселиться в другие регионы страны. Но «землей обетованной» для крымских татар все равно останется сам Крым.

При этом мы должны понимать, что Российская империя для оправдания своей политики вытеснения коренных народов Крыма и замены их лояльным населением фальсифицировала историю Крыма примерно также, как фальсифицировала историю украинских земель.

В имперских и советских учебниках истории Крым представал жестоким рабовладельческим государством, которое угнетало славян. И это при том, что настоящим таким государством, «страной рабов, страной господ» была сама Российская империя, власти которой «посадили на цепь» собственных соотечественников, остававшихся в положении рабочего скота вплоть до середины ХІХ века, а затем превратившихся в заложников землевладельцев и председателей колхозов.

В тени этого российского нарратива осталась сама непростая история крымскотатарской государственности и взаимоотношений Крыма и [Запорожской] Сечи, без которых, возможно, не было бы украинской этнической и политической идентичности. Но если украинцам удалось сохранить большинство на землях своего проживания, то крымские татары изгонялись с первых дней после вторжения екатерининской «орды», а 80 лет назад были изгнаны окончательно – попробуйте после этого восстановить цивилизацию, неоднократно разрушенную и маргинализированную!

И разве не удивительно, что сейчас, когда взгляды мира – кстати, прежде всего мусульманского мира – прикованы к происходящему на Ближнем Востоке и к поиску вариантов мира и развития для Газы, никто и не вспоминает о том, что будет с крымскими татарами в Крыму, даже украинский президент на конференции в Сингапуре!

Уверен, именно поэтому восстановление прав коренных народов Крыма должно быть не просто частью политических и нравственных обязательств Украины по окончанию войны. Оно должно быть частью наших представлений о справедливом мире – когда бы этот мир не наступил.