8 октября президент Франции Франсуа Олланд заявил, что страна, которая наложит вето на подготовленную Францией резолюцию по Сирии, будет «дискредитирована в глазах всего мира, она будет нести ответственность за продолжающиеся бесчинства».
В тот же день Россия наложила вето в Совбезе ООН на этот проект резолюции по Сирии, подготовленный Францией. Выступая на заседании, постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин назвал голосование по резолюции по Сирии «одной из самых странных мизансцен» в истории Совбеза ООН.
МИД России заявил, что текст резолюции «грубо искажал реальное положение дел, носил политизированный, несбалансированный и однобокий характер».
Всего за проект французской резолюции проголосовали 11 из 15 членов Совета безопасности ООН.
Это уже пятый раз, когда Россия наложила вето на резолюции по Сирии.
В конце июля 2015 года был опубликован проект резолюции Совбеза ООН о трибунале по Boeing. Его предлагали создать на основе главы VII Устава ООН, разрешающей применение санкций и силы против стран, не исполняющих требования резолюции. Главной целью представленного Малайзией проекта резолюции являлось наказание лиц, ответственных за уничтожение в Донецкой области Boeing 777. В докладе отмечалось, что катастрофа Boeing «представляет угрозу международному миру и безопасности» и должна быть тщательно расследована.
В связи с этим авторы документа призывали все страны «оказать полную поддержку» расследованию, ссылаясь на резолюцию Совбеза ООН 2166 (2014) от 21 июля 2014 года, где содержится требование «призвать к ответу» всех ответственных за крушение лайнера в Донецкой области.
«Создание международного трибунала будет эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса по установлению ответственных», – говорилось в тексте резолюции.
Был опубликован и устав трибунала, в котором говорилось, что его предлагалось создать на основе главы VII Устава ООН, которая разрешает применение санкций и силы в отношении стран, которые не исполняют требования резолюции. Из документа следовало, что ответственность за катастрофу могут нести не только исполнители, но и те лица, кто отдавал приказ, подстрекал или побуждал к совершению преступления. В частности, в документе речь шла и о военных командирах или лицах, действоваших в роли таковых, которые не приняли всех необходимых мер для предотвращения катастрофы.
Под юрисдикцию такого трибунала подпадают военные преступления и преступления против безопасности гражданской авиации.
Всего документ содержал 55 статей, охватывающих различные аспекты работы предполагаемого трибунала. Согласно документу, суд должен был состоять из трех органов: палат судей, прокурора и канцелярии. Вердикты должны были выносить трое судей. В апелляционной палате должно было быть пять человек. Назначаться судьи должны были на пять лет Генсеком ООН по представлению стран-членов организации.
В документе отмечалось, что вердикт трибунала должен быть приоритетным по сравнению с вердиктами национальных судов.
В то же самое время Путин назвал эту резолюцию «преждевременной и контрпродуктивной».
29 июля 2015 года Россия заблокировала в Совете Безопасности ООН принятие проекта резолюции о создании международного трибунала в отношении виновных за крушение пассажирского самолета «Малайзийских авиалиний» на востоке Украины в июле 2014 года. За документ, предложенный Малайзией в соавторстве с другими странами, проголосовали 11 стран-членов Совета безопасности ООН, что достаточно для одобрения резолюции. Однако Россия воспользовалась правом вето и заблокировала её принятие.
Постпред России при ООН Виталий Чуркин, объясняя решение наложить вето на принятие документа, который он назвал «плохо проработанным и юридически несостоятельным», заявил, что авторы проекта резолюции по созданию трибунала для уголовного преследования виновных в крушении малайзийского «Боинга» под Донбассом поставили во главу угла «политико-пропагандистские», а не практические цели. По оценке Чуркина, вынесенный на голосование текст был лишён какой-либо правовой и прецедентной основы. Он подчеркнул, что авиакатастрофа под Донецком не может квалифицироваться как угроза международному миру и безопасности. Вот, что ещё говорил тогда Чуркин:
Этот пост не предназначен для анализа института ООН, Совета безопасности ООН и его резолюций. Любые здравомыслящие люди могут сделать по этой теме свои элементарные выводы, решив уравнение 1 + 1 = X.
Но у меня есть ещё кое-что сказать о России, Путине и его ОПГ.
Путинская Россия не только всё больше погружается в своё положение страны-изгоя. И сам Путин не только всё больше утопает в этом статусе, становясь полностью нерукопожатным изгоем, международным бандитом, скрывающимся под маской главы государства.
Путинская Россия и есть международный бандит. Путин и есть международный бандит. И Путинская Россия и сам Путин, со своей ОПГ, никогда, да, никогда, не смогут победить весь остальной цивилизованный мир, возглавляемый странами G-7. Путинская Россия, Путин и его ОПГ обязательно проиграют, причём не в долгосрочной, а уже в среднесрочной перспективе. Проиграют мощно, разгромно, с большим грохотом.
Вот, кто настоящие враги России – это Путин и его ОПГ. Они действуют исключительно против интересов России и российского народа, и исключительно в целях незаконного захвата и удержания своей противозаконной власти. И поэтому, кроме международного суда над ними, за их военные преступления и акты международного терроризма, они должны пойти под суд и в самой России, за госизмену, за чудовищные государственные и должностные преступления. И никто и никогда больше не даст им гарантий безопасности.
Slava Rabinovich