Срабатывание взрывного устройства под телеканалом «Эспрессо» унесло жизни двух человек. Ирония судьбы – два человека, ради которых имело смысл городить всю эту схему пострадали, но остались живы. Такова специфика терактов со взрывными устройствами. Либо уничтожено все в радиусе ста метров, либо потенциальная жертва чудом может выжить. И в этот раз, несмотря на мощность взрыва, сработал второй вариант. Мосийчук и Бала оба остались живы.
Можно сейчас разобрать по полочкам жизнь Игоря Мосийчука за последний год – политические заявления, конфликт с Кадыровым, уголовное дело за коррупцию по карьерному делу и многое другое, что не попало в поле зрения СМИ. И искать там заказчика, исполнителя или ситуативный временный союз жабы с гадюкой против общего врага. Кто-то дает деньги, кто-то инструменты, кто-то исполнителя – так бывает. Оставим кусок хлеба спецслужбам, не будем дожимать эти версии до сохранения самой правдоподобной, подождем. И Виталий Бала тоже оставляет разные варианты, в качестве главной мишени.
Можно вспомнить информационную кампанию, которую Виталий Бала активно продвигал минимум последний год. Он достаточно жестко срывал маски и умножал на ноль целый пул взявшихся из ниоткуда пророссийских политических экспертов на центральных телеканалах и такие же левые экспертные рейтинги. А поскольку Бала работал на нейтрализацию всей этой схемы не один, а сама схема влетела заказчику в копеечку – желающих его смерти тоже было много. Он достаточно болезненно бил по целому информационному фону – а это серьезно. И если кто-то считает, что по масштабам Бала несопоставим с Мосийчуком, то поверьте – авторитет последнего в экспертной среде был достаточно велик, чтобы превосходить влияние народных депутатов. Но, как и с нардепом, оставим детали на разработку спецслужбам. Перейдем к главной проблеме.
На самом деле совершенно все равно с практической точки зрения – кто из них был мишенью террористов и что стало мотивом. Конечно, там масса нюансов и последствий, но если с точки зрения здравого цинизма – все равно. Терактов в Украине не должно быть. Для этого у нас есть мощная структура СБУ, которую усиливает со своей стороны военная контрразведка, разведка тоже не остается в стороне, да по факту все украинские силовики охотно делятся информацией с СБУ. Чего мы ждем в качестве ответа? Да все очень просто – нужно не сообщать обществу о терактах и непростом времени, а предотвращать их. Сводя популяцию подонков к биологическому минимуму по заветам Моссада.
Специфика работы полиции – расследования по факту совершения преступления. Убили – расследуем, все просто. Специфика работы прокуратуры такая же – есть нарушение закона? Принимаем меры. И только у спецслужбы предусмотрена работа на опережение. Не по факту совершения теракта, вброса вражеской пропаганды, а именно по предотвращению подобного. И не важно, растут ноги из Кремля, из Грозного или тут местный криминалитет подрядился за хорошие деньги поиграть в геополитику. Есть возможность работать на опережение? Работайте. Почему теракты в Украине происходят? Не зачем, тут все понятно, а именно почему – вот ключевой вопрос. Потому что СБУ позволяет агентам врага чувствовать себя здесь достаточно комфортно.
Нет ресурсов или законодательной базы? Обратитесь в Верховную Раду, вменяемое большинство поддержит самые жестокие ходы. Визовый режим, лишение гражданства по подозрению, право на задержание без адвоката и прочие недемократические нормы – на время гибридной войны депутаты, я думаю, согласятся. А для докладов об уже совершенных терактах целая спецслужба не нужна – достаточно информационного департамента. В общем, ловите их заранее или освободите рабочее место для тех, кто сможет это сделать. Потому что сегодня, по факту, никто не может чувствовать себя в безопасности.
Кирилл Сазонов