9 августа 2015 года экс-министр обороны Грузии Димитри Шашкин опубликовал полученное им в августе 2008 года из Белого дома сообщение. «Это sms я получил от своего близкого друга, из Белого дома 14.08.2008: «President’s press conference is in 45 min. Gates will lead the operation. 6th fleet is on its way, Herculeses from Jordan are in the air. GEO will be safe» (Пресс-конференция президента через 45 минут. Гейтс будет командовать операцией. Шестой флот в пути, «Геркулесы» из Иордании в воздухе. Грузия будет в безопасности). «Все должны помнить, что наш друг, а кто враг. Понимающий поймет, надеюсь», – написал в своем аккаунте в Фейсбуке Димитри Шашкин.
Днем раньше, в годовщину начала войны, Димитри Шашкин написал о некоторых ранее неизвестных подробностях российско-грузинской войны (перевод с грузинского – Иа Баратели):
«Я никогда не думал, что после 2008 года в Грузии найдутся люди, которые публично попытаются оправдать Россию в этой войне. Но ведь говорят: «Никогда не говори никогда». С умными лицами эти подонки проповедуют, что, оказывается, в 2008 году Тбилиси не был взят штурмом потому, что Россия проявила добрую волю и поэтому мы должны быть за это бесконечно благодарны. Россию остановила грузинская армия, международная поддержка и конкретные шаги со стороны США.
Многие не знают, что наша миротворческая бригада вернулась из Ирака в Тбилиси на американских военных самолетах, что в условиях войны было прямой военной поддержкой со стороны США.
Многие не знают, что Россия не смогла разбомбить Тбилисский аэропорт потому, что на взлетных полосах стояли американские «Геркулесы» (грузовые самолеты).
Многие не знают, что флагман Пятого флота США, который вошел в Черное море, контролировал на своих радарах воздушное пространство в треугольнике Тбилиси-Москва-Волгоград. И этот потенциал военного контроля в восемь раз превышал потенциал российского флота в Черном море.
Многие не знают, что вылетевшие 14.08.08 из Иордании «Геркулесы» сопровождали (американские) истребители.
Многие не знают, что фраза командира авиаистребителей о том, что «любая активность русских самолетов в грузинском небе будет воспринята как нападение на Соединенные Штаты Америки» закрыла грузинское воздушное пространство от российских самолетов.
Многие не знают, что «Гуманитарной миссией США в Грузии» официально руководил министр обороны Роберт Гейтс.
В то же время, не знают многие и то, что российскую армию благословил на вторжение в Грузию и убийство грузин патриарх «единоверной» страны» (Алексий II)».
40-летний Димитри Шашкин в правительстве Михеила Саакашвили с 2008 года, когда был назначен первым руководителем Министерства исполнения наказаний, пробации и юридической помощи, в 2009-2012 годах – министр образования и науки, с июля по октябрь 2012 года был министром обороны Грузии. Юрист по образованию, ранее работал в различных американских организациях, в том числе в IRI (Международный республиканский институт). Основатель неправительственной оргаyизации «Клуб реформаторов».
– Димитри, российско-грузинская война – одна из самых неизвестных. Трудно сказать, с чем это связано – то ли с докладом Хайди Тальявини, запутавшей общественное мнение, то ли с какими-то другими причинами. Вы решили сейчас написать о неизвестных деталях той войны. Почему?
– Основная проблема состоит в том, что проходит время, многое забывается. Необходимо предоставлять информацию, в активном режиме. Те ошибки, которые мы допустили, сейчас допускают многие политики. Они считают, что если они что-то знают, то автоматически считают, что это знают и другие. Американцы это называют ошибками профессионалов: когда вам кажется, что какие-то факты для вас кажутся обыденными, явными, для большинства населения это совсем не так. Большинство жителей не обладают информацией. И сейчас проблема состоит еще и в том, что разная информация вбрасывается со многих сторон, из различных источников. Россия очень хорошо этим пользуется с помощью своих подконтрольных СМИ, вбрасывают огромное количество информации, а многие люди не могут логически эту информацию отфильтровать и осадком она может скапливаться и сохраняться долгое время. Это может привести к плачевным результатам.
– Может быть, одной из причин ваших публикаций стало так называемое расследование хода российско-грузинской войны 2008 года, инициированное нынешними властями Грузии три года назад?
– Одним из месседжей этой власти было объявление, что в начале войны виноваты мы, то есть, Грузия. Я работал во многих странах, я не знаю такой страны, чтобы политическая сила (коалиция «Грузинская мечта»), находящаяся у власти, могла бы проповедовать антигосударственный подход, как в Грузии.
– После войны Грузия оказалась более открытой, чем Россия. В интернете можно найти полный список погибших, как среди военных, так и среди гражданского населения. Россия до сих пор скрывает свои данные. До настоящего времени почти ничего не говорили о «третьей силе» и ваша публикация приоткрывает тайну – о роли правительства США в войне 2008 года и о том, как американцы изменили ход войны.
– Реакция Соединенных Штатов была запоздалой, на пять дней. Но она была. Если послушать, что сейчас в Грузии говорят сторонники Евразийского союза и сближения с Россией – они утверждают, что используют одни и те же оправдания, разработанные каким-нибудь «гениальным» российским идеологом – что была война, вам (правительству) не помогли, грузин бросили, «они драпали», великая российская армия вас пожалела и не захватила Тбилиси. Эта информация, как накипь, оседает на определенные круги населения. Конечно, 75 процентов населения Грузии поддерживает интеграцию в НАТО и ЕС, но 25 процентов остается. Это немало, а если они еще и агрессивные, то создается определенный пророссийский фон. Они, агрессивные, утверждают, что надо целовать задницу России, целовать всегда, а когда Россия захочет и ударит по голове, то потом будут оправдываться, что, мол, так и надо. Как говорят в России – «муж если бьет, значит любит».
– Вы использовали в своем тексте слова американского летчика о том, что нападение на Грузию будет расценено как нападение на США. Кажется, эти же слова произнесла и Кондолиза Райс. Значит ли это, что и сейчас Грузия достаточно защищена или может рассчитывать на помощь?
– Кондолиза Райс была в Грузии до войны, я встречался с ней. Она не видела реальных опасностей, полагая, что Путин не пойдет на кардинальные шаги. Госдепартамент тогда не представлял, что Путин может зайти так далеко, они не видели, что Путин – шизоидный маньяк. Американцы запоздали на пять дней, но они совершили шаги, которые нам были необходимы. Во-первых, они на своих «Геркулесах» перевезли наших солдат из Ирака. Во время войны это – прямой жест поддержки государства, в данном случае – Грузии. Это первый шаг. Второй – «Геркулесы» остались в тбилисском аэропорту и только поэтому русские не смогли разбомбить наш аэропорт. Оправдания вроде того, что Россия не хотела бомбить тбилисский аэропорт – бред. Кто был в нашем аэропорту, тот знает, что и база военной авиации и гражданский аэропорт находятся рядом, впритык и пользуются одной и той же взлетно-посадочной полосой. Рядом же находится биологическая лаборатория имени Роберта Лугара, которую тогда охраняли американские морские пехотинцы. Третий шаг – назначение министра обороны США Роберта Гейтца руководить гуманитарной операцией в Грузии. Из Иордании вылетели «Геркулесы», которых сопровождали истребители. Американцы тогда закрыли небо над Грузией, а флагман 6-го флота США закрыл «воду» с моря. Поэтому Россия не рискнула лезть дальше.
Сейчас самое страшное, что сделало нынешнее правительство – нас сняли с радаров мировой общественности. Россия – это страна, которая напоминает стаю волков, которые убивают животных не ради еды, а ради убийства. На Кавказе волк –почитаемое животное, но тактика России схожа не с благородством волка, а с его установкой хищника – убивать без объяснений, ради убийства. Волк боится шума, огня, движения. Пока Грузия громко говорила о российской опасности, в Москве опасались к нам приближаться. Сейчас сложно сказать, насколько мы защищены. Если Грузия не будет беспокоиться и перестанет напоминать об опасности, полагая, что «волк» – Россия – откажется от своей привычки, то это может привести к печальным последствиям.
– Волк сейчас переключился на другую жертву – Украину, которая получила большую поддержку. Грузия оказалась сейчас одна?
– У Михеила Саакашвили было видение, что Грузия всегда должна быть в паре с Украиной. Мы могли бы вместе добиться многого. Нынешнее правительство Грузии сделало все, чтобы страна отошла от Украины. Даже те наши ребята, которые воюют в Украине, не получают никакой поддержки от правительства или отдельных чиновников. Напротив, им создают проблемы. Когда «волк» получит в Украине по сопатке, а он получит точно, большой шанс, что он опять займется нами. Мы должны быть готовыми и понимать, что Россию невозможно задобрить. Даже Иванишвили говорит, что не понимает, почему Россия так поступает. К примеру, у Китая есть идеология – строить и производить, в Америке идеология – American dream – ты должен учиться, работать и достичь результатов. В России идеология – Третий Рим, восстановление империи, все враги, мы должны со всеми бороться. Что они творят в Украине? Подогнали передвижные крематории, чтобы уничтожать следы. Путин – обычный кагебешник, который знает, что СССР распался в том числе в результате войны в Афганистане, когда в российские города и деревни пошли цинковые гробы. После войны в Грузии они закрыли свои потери, сейчас в Украине просто сжигают трупы солдат, чтобы цинковые гробы не шли в Россию.
– Что может остановить Путина? Падение рубля, цен на нефть?
– Экономика, прежде всего, и санкции. Я считаю, что это санкции против российской элиты. До тех пор, пока российская элита будет сплочена вокруг Путина, остановить его будет очень сложно. Идеологическая машина работает сильно, оболвание население масштабное. В Москве или Петербурге можно получать альтернативную информацию, но в российской глубинке население в большинстве своем оболванено пропагандой. Путин сжигает трупы, чтобы в провинцию не пришли гробы из Украины. Пока Запад будет продолжать точечные удары по элите, это будет приводить к хорошим результатам. До санкций российские бизнесмены платили МВД и ФСБ, силовики в отпуск отправлялись в Европу – отдыхали там и были довольны. Сейчас Путин закрыл им возможность выезжать, и они обозлились. Злятся на всех, на свое руководство, на нас. Они не хотят тратить деньги в России, они хотят ездить по Европе, жить в Париже, в Вене, ездить по Голландии. Как только эти проблемы у них усилятся, то не думаю, что путинский режим продлиться долго.
– Значит, тогда и у Грузии появится возможность жить спокойнее?
– Да, появится уникальный шанс, когда рухнет путинский режим. С этим правительством (коалиция «Грузинская мечта») мы этот шанс прошляпили. Я имею в виду, прежде всего, восстановление территориальной целостности нашей страны. Правительство, которое сокращает армию, которое не понимает концептуально, что такое оборона государства и что такое внешняя политика государства. Мы имели шанс при Ельцине, но тогда у власти был Шеварднадзе.
– В чем Грузия еще схожа с Украиной?
– Грузия, в отличие от Украины не представляет с военной точки зрения какую либо угрозу для России. Украина опасна и с военной, и с политической точки зрения. Крупнейшее в Европе государство имеет возможность стать сильным современным государством, когда вылезет из той экономической трясины, в которую ее загнал Янукович. Как только реформы в Украине станут успешными, это станет самой главной угрозой дл путинского режима. Путин ненавидел Грузию не за то, что здесь был Саакашвили, не за то, что мы хотим вступить в НАТО, он ненавидел Грузию за то, что мы показывали пример, как на постсоветском пространстве можно построить нормальную систему юстиции, полиции. Мы были очень опасным идеологическим противником.