Ее главные козыри – красота и чувственность. И их было бы достаточно для того, чтобы построить кинокарьеру – в конце концов, десятки и сотни актрис умудряются и на этом продержаться десятилетие-другое в лучах славы. Но эта француженка стремится вовсе не к овациям публики – или, по крайней мере, не только к ним. Потому, возможно, Эмманюэль Беар и стала во Франции фигурой культовой.
Девочка с Лазурного берега
Если кому-то из французских девчонок семидесятых мир кино и казался экзотикой, то Эмманюэль Беар к их числу не принадлежала: оба ее родителя не понаслышке знали о работе перед камерой. Отец – Ги Беар – был певцом, поэтом и композитором, завоевавшим во Франции довольно большую популярность. В семидесятых он в числе других французских артистов посетил СССР с концертным туром.
Мать Эмманюэль, Женевьева Галеа, была манекенщицей и актрисой – красивой и эффектной женщиной. Она недолго прожила с Ги Беаром, после чего создала семью с новым мужчиной, и Эмманюэль росла вместе с четырьмя единоутробными братьями. Детство ее проходило на юге Франции, неподалеку от Сен-Тропе, каникулы она проводила с отцом в Париже. Но жить в тихом городке, где ничего не происходит, казалось Эмманюэль слишком скучным, и в четырнадцать лет она переехала в столицу, к отцу.
Там, в Париже, она окунулась в жизнь артистов и музыкантов, и не исключено, что именно во время таких встреч возникло стремление посвятить жизнь искусству кино. Правда, сама Беар рассказывала, что определяющим моментом в ее будущей карьере стал тот день, когда она посмотрела фильм «Мадо» с участием Роми Шнайдер.
Со школой у Эмманюэль не складывалось, ее поиски себя приводили к конфликтам с администрацией, и Ги Беар решил отправить дочь на некоторое время в Канаду, к родственникам, где, к тому же, она имела возможность усовершенствовать свой английский. Там, на американском континенте, и состоялись первые шаги в профессии – в том числе благодаря удачным знакомствам; в числе тех, кто оценил возможности начинающей актрисы, был режиссер Роберт Олтман. Беар принимала участие и в съемках для модных журналов. Во время работы над фильмом «Любовь тайком» она познакомилась с Даниэлем Отеем, который станет ее спутником на ближайшие десять лет.
Тем не менее первую серьезную роль в фильме Беар получила только в 23 года, снявшись у Клода Берри в картине «Манон с источника». Эта работа принесла Эмманюэль премию «Сезар» за лучшую женскую роль второго плана, а также громкую славу – не в последнюю очередь благодаря тому, что в фильме Беар появлялась полностью обнаженной.
Призвание: кино
Талант и красота актрисы делали ее перспективной кандидатурой на главные роли – как и тот имидж, что создала себе Эмманюэль: чувственный и провокационный. Она то и дело появляется в картинах в обнаженном виде – по крайней мере, получать одобрение критиков это не мешает.
Главная встреча, определившая карьеру Беар, пришлась на 1992 год. Она снялась у режиссера Клода Соте в фильме «Сердце зимой» в роли Камиллы. Именно Соте, по признанию Эмманюэль, раскрыл ее как актрису, обеспечил настоящий взлет ее карьере; позже Соте позовет Беар в другой свой фильм – «Нелли и месье Арно».
Очередным знаменитым фильмом в карьере Беар стала картина «Французская женщина», где она в очередной раз снялась вместе с мужем, Даниэлем Отеем. В 1995 году это детище режиссера Режиса Варнье, помимо прочих наград, удостоилось и главного приза Московского международного кинофестиваля, а сама Беар – приза за лучшую женскую роль.
Любая красивая и успешная французская актриса получает рано или поздно шансы попытать счастья в Голливуде; Эмманюэль Беар была очень красива, а во Франции она была уже очень популярна. Потому американский кинобизнес обеспечил ей роль сразу же в блокбастере. В 1996 году вышел фильм «Миссия невыполнима», после которого Эмманюэль покорила и американцев. Кроме признания ее в числе самых сексуальных актрис планеты, Беар получила и новые предложения о сотрудничестве. Но к идее стать французской актрисой в Голливуде она отнеслась прохладно – и вернулась обратно во Францию, делать авторское кино, совершенствовать свое актерское мастерство, наслаждаться Парижем.
К тому же, и родина запросто обеспечивала Беар возможность появляться в фильмах мирового масштаба. В 2002 году Франсуа Озон снял музыкальную комедию «Восемь женщин» - получившую невероятное признание далеко за пределами Франции. И да, Эмманюэль Беар внесла в этот успех немалую лепту.
Какая она, Эмманюэль Беар?
Она могла бы выстроить свою жизнь вокруг этой своей особенности – эффектной притягательной внешности, и все равно добилась бы успеха и известности. Но жизнь Беар куда многограннее. Ей интересно не только киноискусство – в котором она любит эксперименты, бунтарей – таких, как Озон. Кроме своей профессии, она уже давно посвящает время общественным проектам – прежде всего защите прав беженцев и эмигрантов, Беар – активист движения, направленного на борьбу с глобальным потеплением. Эмманюэль – посол доброй воли организации «ЮНИСЕФ».
Она исполняет и одну из самых важных ролей в своей жизни – роль матери. Кроме дочери Нелли от брака с Отеем, у нее есть сын Йоханн, родившийся в 1996 году. Его отец - режиссер Давид Моро. В 2008 году актриса вышла замуж за актера и режиссера Микаэля Коэна, и пара усыновила мальчика из Эфиопии по имени Сурифель. Этот брак продлился три года и закончился разводом.
В настоящее время Эмманюэль Беар замужем за Фредериком Шодье. Фильмов с ее участием за последнее десятилетие вышло немного – к выбору ролей актриса подходит очень требовательно. Среди проектов, занимающих ее время – фильм о жизни и творчестве отца, Ги Беара, который скончался в 2015 году.
Не менее важным в жизни Эмманюэль человеком стала ее бабушка, которая принимала непосредственное участие в воспитании девочки и чьи взгляды и суждения сформировали Беар как личность. Бабушка учила свою внучку науке «женственности»: постоянно играя с братьями, Эмманюэль и сама становилась похожей на мальчишку. Она ненавидела «женские штучки». Вообще говоря, если прочитать или послушать интервью, которые дает Беар, возникает странное чувство: ведь в своей обычной жизни эта актриса – совсем не тот человек, каким должна была бы быть звезда кино.
Эмманюэль скорее интроверт – во всяком случае, в тех масштабах, в которых это приличествует французам; встретиться за чашкой кофе с двумя-тремя приятелями, посидеть за домашним ужином с семьей или друзьями – не больше. Не слишком уверенно она себя чувствует и в собственном теле – если на экране зритель видит раскрепощенность и дерзость, то это благодаря таланту актрисы и ее способности перевоплощаться в своего персонажа.
Еще в молодости Беар перенесла неудачную пластическую операцию на губах, последствия которой так и не удалось до конца исправить. Но не только губы напоминают ей о собственном несовершенстве. Актриса с детства комплексовала из-за веснушек и «странной» формы носа, а привлекательными считала лишь свои брови. Удивительно, но одна из самых красивых женщин планеты совершенно не признает себя такой.
Темные очки – постоянный аксессуар Эмманюэль Беар на улицах Парижа, они не помогают сохранить инкогнито – актрису все равно узнают – но зато «прячут» ее глаза, защищают ее собственный взгляд от внимания посторонних людей.