Лариса Шепитько и Элем Климов: Самая трагическая история любви советского кинематографа

Лариса Шепитько и Элем Климов: Самая трагическая история любви советского кинематографа

Самая красивая и самая трагическая история любви в советском кинематографе окончилась 2 июля 1979 года. «Волга», в которой по Ленинградскому шоссе ехала съемочная группа во главе с Ларисой Шепитько, врезалась во встречный грузовик. Муж Ларисы Элем Климов так до конца жизни и не смирился с утратой.

«Ты помнишь, как все начиналось…»

Лариса Шепитько была самой красивой студенткой ВГИКа. Но училась она не на актерском, а на режиссерском факультете, выбрав для себя жесткую мужскую профессию. У нее даже не хотели принимать документы в институт, рекомендуя стать актрисой. Но она все-таки стала студенткой курса Александра Довженко. Мастер опекал ее совершенно по-отечески.

Элем Климов появился в институте года на три позже. К тому времени он успел окончить авиационный институт. Он сразу обратил внимание на красавицу, в которую были влюблены почти все мужчины ВГИКа. Ухаживания Элема она тактично отвергла. И какое-то время они сосуществовали параллельно. Пока однажды он не позвонил ей с просьбой проведать его. Лариса пожалела своего незадачливого поклонника, а увидев его, измученного ангиной, изменила свое отношение.



Лариса Шепитько и Элем Климов. / Фото: www.vm.ru

Да и сам Элем стал деятельно помогать ей в подготовке дипломной работы. Для фильма «Зной» по Чингизу Айтматову именно он нашел сценаристов, актеров, композиторов.

На съемках в Киргизии Лариса заболела желтухой, но отказывалась возвратиться в Москву. Ее на руках выносили на площадку. Она вернулась в столицу только после того, как закончила съемки. Монтировать фильм помогал Климов.

Два гения в одном доме

Элем, делая предложение любимой, пообещал никогда не давить на нее. И она согласилась стать его женой. Это был союз двух характеров, двух сильных личностей, близких друг другу по духу и мировосприятию.

Фильмы Элена Климова снимались с проката буквально через несколько дней после выхода. Дипломная работа «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» была на экранах всего пару недель.

Картина «Похождения зубного врача» практически предсказала судьбу самого Элема Климова. Талантливого режиссера, точно так же, как его героя-стоматолога, все время притесняли, давили, не давали работать. 

Впрочем, картины Ларисы Шепитько тоже никак не укладывалась в каноны советского кино. Ее второй фильм «Крылья» имел успех у зрителей, но заслужил критику со стороны партийного руководства. Впрочем, именно после «Крыльев» кинорежиссера Ларису Шепитько признали.



Лариса Шепитько. / Фото: www.twimg.com

Лариса и Элем отличались какой-то особой принципиальностью в своих картинах. Они готовы были вообще не снимать фильмы, чем снимать то, что шло в разрез с их представлении об искусстве, о честности, о миссии кинематографа. И в то же время они ни в коем случае не были сторонниками диссидентства, считая его игрой на публику.

Испытание славой

Лариса Шепитько прославилась после своего фильма «Восхождение» Эта картина была обречена на то, чтобы лежать на полке долгие годы. Столь жесткой, даже в некотором смысле жестокой она была. Лариса обратилась за помощью к Первому секретарь ЦК Белоруссии Петру Машерову. Он на просмотре не мог сдержать слез, а после сделал все, чтобы картина вышла на экраны.

Фильм завоевал множество наград, в том числе и главную премию Берлинского кинофестиваля. Она ездила за, знаменитые актеры объяснялись ей в любви, а Лайза Минелли говорила о ней, что знакома с самой красивой женщиной Европы.

А Элем в это время переживал закрытие своей очередной картины. В связи с этим он заработал нервное расстройства, кожные болезни, чувствовал себя отвратительно и откровенно страдал. Его обижало отсутствие внимания со стороны супруги, и в какой-то особенно тоскливый день он просто ушел. 

Лариса, вернувшись из очередной поездки, стала искать мужа, который все время жил у друзей. Потом он ей позвонил, они встретились. Чтобы снова объясниться в любви и больше уже никогда не думать о разлуке.

Мистика или предопределение?

В 35 лет Лариса Шепитько исполнила их главную с Климом мечту: у них должен был родиться ребенок. Беременность была очень трудной, а потом будущая мама получила травму позвоночника и несколько месяцев не вставала с кровати. Но Антоша появился на свет. Ему было суждено быть рядом с мамой всего до шести лет. Это были годы безусловного счастья Ларисы, Элема и их сына.

Во время поездки в Болгарию Лариса, верившая в предсказания и мистику, посетила знаменитую Вангу. И та предостерегала Ларису от съемок трагической картины. Но Лариса, как всегда, должна была довести задуманное до конца.

Уезжая на съемки «Прощание с Матёрой», она прощалась со всеми. Кроме Элема. С ним она простилась во сне, который он увидел в то время, когда ее машина уже неслась навстречу грузовику. Элем Климов закончил съемки, начатые Ларисой, но назвал картину просто «Прощание».

Он тоже был мистиком и считал, что ему отомстил Григорий Распутин, фильм о котором Элем Климов снял незадолго до гибели Ларисы. Он больше никогда не влюблялся и никогда не снимал фильмов.В конце жизни он откровенно мечтал поскорее воссоединиться с любовью всей своей жизни.

Фильм Элема Климова "Лариса", 1980 г.

Они были бесконечно счастливы, Элем Климов и Лариса Шепитько. 
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141017/36323/