Легенды кино 1930-х: Как роль Чапаева спасла Борису Бабочкину жизнь

Легенды кино 1930-х: Как роль Чапаева спасла Борису Бабочкину жизнь

17 июля 1975 г. ушел из жизни знаменитый советский актер Борис Бабочкин, всесоюзную популярность которому принесла роль Чапаева в одноименном фильме, вошедшем в число ста лучших фильмов ХХ в. Образ, созданный актером, вытеснил в массовом сознании реального исторического персонажа. Именно Бабочкин превратил Чапаева в народного любимца и героя анекдотов. Сам актер считал эту роль судьбоносной и роковой одновременно – всенародная популярность имела и обратную сторону.

Борис Бабочкин родился в 1904 г. в Саратове, его отец служил на железнодорожной станции, а мать была учительницей. Именно от нее сыновья унаследовали любовь к литературе и искусству. С детства по праздникам они декламировали стихи, выступая на станциях. С тех пор Бабочкину запомнилось «чувство счастья, когда твоему искусству, твоей теме... подчиняются люди чужие, посторонние, взрослые и маленькие... – мое высшее счастье».


Во время Гражданской войны 14-летний Борис Бабочкин служил в канцелярии политотдела 4-й армии Восточного фронта. Там же воевала и чапаевская 25-я дивизия. Позже актер рассказывал: «То, что я не встречал живого Чапаева, мне кажется чистой случайностью. А может, и встречал, только не знал, кто это. И если не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал! Пел те же песни, знал тот простой и колоритный язык, на котором тогда говорили, умел носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держалась. Одним словом, мне не нужна была творческая командировка, перед тем как начать работать над ролью».

С детства Бабочкин занимался в драматической студии, а после школы поступил в театральную школу при студии «Молодые мастера» Иллариона Певцова. Бабочкин считал его своим учителем, а позже встретился с ним на съемочной площадке фильма «Чапаев», где Певцов сыграл полковника Бороздина.

После окончания учебы Бабочкин выступал на сценах театров Москвы, Костромы, Воронежа, Могилева, Самарканда и Ленинграда, сыграв более 200 ролей. Его кинодебют состоялся в 1928 г., но всенародное признание и слава пришли к нему в 1934 г., когда он сыграл Василия Ивановича Чапаева.

Фильм «Чапаев» сняли братья Васильевы – на самом деле они были не братьями, а однофамильцами, а это был их творческий псевдоним. В главной роли они видели Николая Баталова, но тот не смог участвовать в съемках из-за болезни, и вместо него пригласили Василия Ванина, уже игравшего Чапаева в театре. Борису Бабочкину предложили исполнить роль Петьки. Но однажды во время обсуждения съемок с режиссерами Бабочкин показал, каким, по его мнению, должен быть Чапаев. А когда его загримировали – получился вылитый комдив! А когда на пробы пришел Леонид Кмит, режиссеры поняли, что нашли идеальных Чапаева и Петьку.


Первыми зрителями фильма в ноябре 1934 г. были Сталин, Ворошилов, Молотов и Енукидзе. После просмотра Сталин сказал: «Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение». Позже он смотрел этот фильм больше 30 раз, а в первый год проката его увидели 30 млн зрителей. Подростки ходили в кино снова и снова, надеясь, что в следующий раз Чапай все-таки выплывет и останется жив.

Судя по документальным кадрам, у настоящего Чапаева и его экранного воплощения было мало общего, разве что формальные «приметы» – усы и папаха. Как утверждают историки, Чапаев не носил бурку – этот элемент костюма придумали кинематографисты, а позже на многих картинах комдива изображали именно так. Образ, созданный Бабочкиным, был настолько ярким и убедительным, что он сразу же стал народным героем и персонажем фольклора. В 1935 г., в 31 год актер стал самым молодым народным артистом страны, в 1941 г. ему была присуждена Государственная премия. Эта роль стала знаковой в его творческой судьбе и, несмотря на десятки ролей, сыгранных позже, так и осталась его визитной карточкой.

Дочь Бориса Бабочкина Наталья считает, что именно благодаря роли Чапаева актер избежал ареста в конце 1930-х гг., когда почти вся труппа Большого драматического театра подверглась репрессиям. «После 1937 года за ним постоянно ходили два человека, сменяя друг друга. Дома был приготовлен маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Помню, у нас жгли какие-то письма, бумаги. Моя мама была из аристократической семьи, но дома об этом никогда не говорили… А жили мы перед войной в Ленинграде на улице Дзержинского (теперь Гороховая) рядом с домом, где находилось НКВД. Квартиры в нашем подъезде почти все были опечатаны… Все это очень плохо кончилось бы для отца, если б «Чапаева» можно было убрать с экрана», – рассказывает Наталья. Она считает, что эта роль спасла отца, так как в случае его ареста пришлось бы убрать с экранов легендарный фильм, а на тот момент это было невозможно из-за его всенародной популярности.

Несмотря на огромную популярность, которую принес ему Чапаев, актер впоследствии признавался, что не любил эту роль за то, что она затмила все остальные его творческие вершины и сделала его заложником одного образа. Если бы не «клеймо» Чапаева, он мог бы сниматься намного больше – режиссеры не приглашали его на другие роли, опасаясь неизбежных ассоциаций с Чапаевым. Бабочкин считал, что не реализовал и одной десятой своих возможностей. Его дочь Наталья рассказывала: «Отец, когда его об этом спрашивали, цитировал слова Карла Зелига из книги «Альберт Эйнштейн»: «Почему люди всегда болтают о моей теории относительности? Ведь я сделал и другие полезные вещи, может быть, даже лучше. Но этого широкая публика почему-то не замечает».


Олег Ефремов говорил о нем: «С таких людей, как Бабочкин, Станиславский писал свою систему». Он отправлял артистов своего театра на спектакли с участием Бабочкина – чтобы они учились у него актерскому мастерству. Все, кто был с ним знаком, говорили о нем как о личности невероятно харизматичной и магнетической, обладающей огромной внутренней силой и энергией. Когда он входил в зал, все замолкали, а если во время спектакля актеры играли, по его мнению, недостаточно хорошо, они под его пристальным взглядом начинали запинаться и теряться.

17 июля 1975 г. Борис Бабочкин скончался от сердечного приступа, а его знаменитый киногерой пережил его на много десятилетий. Фильм заслужил всемирное признание, а спустя 40 лет после его выхода на экраны по итогам опроса ведущих киноведов мира «Чапаева» включили в сотню лучших фильмов ХХ века.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170718/39745/