2 мая исполняется 80 лет знаменитому актеру театра и кино Леониду Каневскому. Известность ему принесла эпизодическая роль контрабандиста в «Бриллиантовой руке», а всесоюзную славу – роль майора Томина в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Именно с этим персонажем на протяжении десятков лет зрители ассоциировали актера, который благодаря такому амплуа стал и ведущим телепередачи «Следствие вели…». В 1991 г. Леонид Каневский уехал в Израиль, тогда это многие назвали предательством. Но сам актер эмиграцией это не считает – с тех пор он живет на две страны.
Леонид Каневский родился в 1939 г. в Киеве. В детстве он был полным и неуклюжим, к тому же рос на Подоле, где в те времена нужно было уметь постоять за себя – на улицах было много хулиганов. Поэтому с 13 лет Леонид начал заниматься спортом – борьбой, штангой и греблей. Спортивная подготовка пригодилась ему и в будущем, когда он начал сниматься в кино. Его родители не имели отношения к миру искусства, поэтому, когда старший брат Александр выбрал литературную деятельность, а младший Леонид решил стать актером, для отца это было глубоким разочарованием. После долгой паузы в разговоре с Леонидом он произнес: «Ну вот, еще один испорченный ребенок в нашей семье!». Москва его встретила не слишком гостеприимно – юношу не приняли ни во МХАТ, ни в Щепкинское училище. Он уже не рассчитывал на успех, когда приемная комиссия Щукинского училища решила дать ему шанс. Он был зачислен на курс Веры Львовой, где вместе с ним учились Андрей Миронов и Василий Ливанов. По окончании училища Каневский был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола.
Кинодебют Каневского состоялся в начале 1960-х гг., но почти все его первые роли были эпизодическими и малозаметными. Так было до тех пор, пока Леонид Гайдай не утвердил актера на роль контрабандиста в фильме «Бриллиантовая рука». И хотя эта роль тоже была второплановой, свой эпизод Каневский сумел превратить в настоящий шедевр. Он знал, что должен был появиться на экране всего на несколько секунд, но очень хотел продлить время пребывания в кадре. Поэтому актер сам написал целый монолог для своего персонажа, заставив его говорить на «тарабарском» языке. Эта задумка так понравилась Гайдаю, что он решил оставить это в фильме. Позже Каневский рассказывал: «Леонид Иович хотел, чтобы эта абракадабра имела определенный смысл. К примеру, в жестком споре между жуликами, которые узнали о том, что отдали драгоценности не тому, есть фраза: «Крокэскусство эшлак мордюк». Последнее слово меня заставил вставить в текст сам Гайдай. Я его спросил, почему «мордюк», а он отвечает: «Потому, что я с Мордюковой поссорился». Этой фразой Гайдай намекал на то, что Мордюковой в искусстве делать нечего».
Актер считает, что именно Гайдаю обязан тем, что на него обратили внимание другие режиссеры, и что во многом благодаря успеху в «Бриллиантовой руке» он получил главную роль в сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Проект выходил с 1971 по 1989 гг., а в 2001 г. был возобновлен. Сериал был настолько популярен, что говорили, будто в 1970-х гг. даже наблюдался спад уличной преступности в то время, когда по телевизору показывали очередные серии фильма. Многие отождествляли Каневского с его героем. Он выглядел в этом образе максимально правдоподобно – возможно, потому, что очень серьезно подходил к подготовке к съемочному процессу: изучал материалы следствия, выезжал с оперативниками на места преступлений, наблюдал за проведением допросов.
Без актеров, сыгравших главные роли в этом фильме, не обходился ни один День милиции. Каневский рассказывал: «В Союзе не было такого горотдела милиции, который бы не приглашал нас выступить. Нас передавали, как эстафетную палочку. Знали, например, что я люблю париться, а Герка обожает пельмени. Встречавшие нас милицейские руководители еще у трапа самолета говорили: «Семеныч, банька топится. Яковлевич, пельмени варятся».
Роль майора Томина стала визитной карточкой Леонида Каневского, но из-за такого точного попадания в образ актер лишился возможности играть другие роли. Спустя годы он рассказывал, что после роли майора Томина попал в списки «нерекомендованных» – так называли тех актеров, которые играли исключительно вождей и генералов, и больше их никуда не брали, чтобы не снимались в ролях, не соответствующих высокому статусу, и не портили имидж положительных героев. Нарушить запрет решился только Юнгвальд-Хилькевич, который не побоялся того, что в галантерейщике Бонасье зрители могут увидеть майора Томина. И эти эпизоды актер превратил в шедевры, а фраза его героя «Галантерейщик и кардинал – это сила!» тут же стала крылатой.
Леонид Каневский был очень успешным, востребованным и популярным артистом, поэтому для многих новость о том, что он уезжает в Израиль, стала настоящим шоком. Тогда это называли предательством, в прессе появлялись заголовки: «Майор Томин уехал навсегда». Однако эмигрировать он никогда не планировал – просто в 1991 г. ему поступило очень заманчивое предложение – организовать театр в Тель-Авиве: «В то время вообще театры пустовали. Дикое было ощущение, совершенно непривычное. Понимаешь, невостребованным оказался не я, а дело, которому я служил и служу. В то тяжелое время людям было не до спектаклей. Как раз тогда Женя Арье носился с идеей создания русскоязычного театра в Израиле, собирал труппу, пригласил и меня. Я его хорошо знал, поверил и решил в свои пятьдесят круто изменить свою жизнь». Театр «Гешер» («Мост») собрал его коллег-эмигрантов и имел невероятный успех как у русскоговорящей публики, так и среди местного населения.
С тех пор Леонид Каневский живет на две страны – он приезжает в Россию, когда его приглашают на съемки очередного фильма, с 2006 г. он был бессменным ведущим документального проекта «Следствие вели…». На сегодняшний момент он остался последним из Знатоков – Эльза Леждей (Кибрит) ушла из жизни в 2001 г., а Георгий Мартынюк (Знаменский) – в 2014 г.
Когда его в очередной раз спрашивают о том, где же его настоящий дом, актер отвечает: там, где его ждет любимая жена Анна Березина. Вместе они прожили целую жизнь.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020518/38806/