Через несколько месяцев после начала войны России против Украины, провала своего блицкрига и безуспешных боев на большей части территории страны президент России Владимир Путин заявил, что его войска еще ничего по-настоящему и не начинали. Теперь мы знаем, что Путин имел ввиду настоящую войну с мирным населением, которую вскоре начал Кремль. Она продолжается и сегодня: на украинские города падают ракеты, над ними летают иранские дроны… Но и Запад, как оказалось, еще ничего по-настоящему не начинал.
Дискуссия о необходимости поставок «Леопардов» украинским вооруженным силам завершилась не только решением Германии передать танки, но и разрешением сделать тоже самое другим странам НАТО. Это открывает дорогу к созданию той самой танковой коалиции, о которой говорил президент Польши Анджей Дуда. О том, что Соединенные Штаты поставят Украине «Абрамсы», заявил и президент США Джозеф Байден, хотя еще недавно в Вашингтоне утверждали, что эти танки сложны в управлении и вряд ли они будут предоставлены украинской армии. Руководство западных стран подчеркивает — поставки современного оружия Украине будут продолжаться. Об этом, в частности, заявил президент США, когда объявлял о решении отправить украинцам американские танки.
Он напомнил, что Путин рассчитывал на усталость и отсутствие единства в рядах западных стран. Собственно, в этом всегда и заключалась главная тактическая идея российского президента — он всех пересидит, западные лидеры устанут от конфронтации с ним и будут искать компромисс, который устроит Кремль. Но война изменила все — именно об этом и сказал в своем выступлении президент Байден.
Поэтому неслучайно, что сразу же после решения о поставках танков на Западе заговорили о возможности поставок боевых самолетов. Конечно, пока что это лишь кулуарные дискуссии. И федеральный канцлер Олаф Шольц говорит, что о самолетах не может быть и речи. Но совсем недавно то же самое западные лидеры говорили и о танках.
Российский президент продолжает рассчитывать, что добьется успеха в войне на истощение, хотя эта война истощает не только Украину, но и саму Россию.
В этой ситуации остается только рассчитывать, что западные поставки военной техники позволят украинским вооруженным силам начать контрнаступление и заставить российскую армию уйти с оккупированных территорий. Тогда, конечно же, возникнет уже не только новая военная, но и новая политическая ситуация. А самое главное — Кремлю придется осознать бесперспективность нового наступления на Украину, к которому в России явно готовятся.
Можно, конечно, сколь угодно долго говорить о мобилизационных возможностях России, но вот только технологического преимущества перед Западом — а значит, и перед украинской армией — у Путина нет. Поэтому единственное, что остается российским руководителям — в ответ на западные военные поставки пугать применением ядерного оружия. Что и делали в разгар дискуссии о «Леопардах» заместитель председателя российского Совбеза Дмитрий Медведев и спикер российской Госдумы Вячеслав Володин, вообще пригрозивший уничтожением всего Запада.
Но эти угрозы выглядят в большей степени истерикой, чем политикой. Да и на Западе уже, кажется, к этой истерике привыкли, адаптировались, потому что решение о танках приняли непосредственно после новых российских угроз.