Печатный станок Гуттенберга изменил наш мир до неузнаваемости. Открыл дорогу протестантизму и просвещению. Дал зеленый свет капитализму и национализму. На следующие столетия весь мир погрузился в то, что Маршалл Маклюен потом назовет «Галактикой Гуттенберга». Нам выпало жить в эпоху перемен не менее глобальных. Контур которых задает интернет.
Аналоговая эпоха имела особенность. Если взять любую демократическую страну и представить СМИ и их аудиторию в виде дроби, то в числителе оказывались самые разные люди. Они могли отличаться взглядами и уровнем доходов, уровнем образования и успешности. Но их всех уравнивала информационная картина, которую они потребляли. Потому что в знаменателе этой дроби были преимущественно одни и те же медиа.
Телеканалы и бумажные издания могли отличаться целевой аудиторией и партийными предпочтениями. Но их количество было ограничено и исчислимо. И, в силу их сравнительной немногочисленности, все они – так или иначе – подчинялись общим правилам. Их картинки мира отличались – но не критично.
Интернет отменил монополию СМИ на медиапосредничество. Блогеры общаются с аудиторией напрямую. Централизованная цензура умерла, зато родилась добровольная. И теперь мы живет в эпоху «мыльных пузырей». Когда каждый окружает себя единомышленниками и погружается в «теплую ванну». Даже лента ФБ показывает вам посты лишь тех, кому вы ставите лайки.
Еще недавно любой фрик, убежденный в том, что планета на самом деле плоская, был обречен на одиночество. Интернет подарил фрикам возможность находить друг друга, создавать контент для единомышленников и продвигать свои идеи. А еще интернет позволил разрозненным фрикам объединяться – и создавать политический запрос. На который рынок стал откликаться политическим предложением.
На смену медиа, которые были «для всех», стали приходить медиа «для своих». В итоге даже в устойчивых старых демократиях рождаются новые разломы. Итогом которых становятся «брекзиты» или триумф маргиналов. В конце концов, тому же Дональду Трампу уже не нужна лояльность CNN – ему вполне достаточно твитера.
Мы не исключение. Даже с учетом того, что Украина – страна «аналоговая» и телевизор здесь продолжает оставаться ключевым источником информации для 70% населения. Во многом это связано с тем, что телеканалы в нашей стране никогда не были бизнесом. Они служили информационной крышей для ФПГ и выступали как инструмент политического лоббизма. Аудитория каждого канала живет в своей собственной повестке – и по-разному описывает реальность. И все эти люди встречаются друг с другом лишь в соцопросах. Или на выборах.