"ЛЮДИ И ИНСТИТУТЫ" - Юрий Христензен

"ЛЮДИ И ИНСТИТУТЫ" - Юрий Христензен

Очередной коррупционный скандал на голову президента. На этот раз никаких видеозаписей и амбарных книг, просто уволенный министр финансов в двух словах описал ситуацию в правительстве и экономике в целом. Желающий могут почитать интервью по ссылке в первом комментарии, а мы поговорим, почему коррупция в Украине цветет и пахнет, несмотря на борьбу с коррупцией.

В интервью есть показательный момент - экс-министр финансов пытался добиться увольнения главного налоговика и главного таможенника. Первого за коррупционную дыру, из которой 5 миллиардов утекали из бюджета, а второго за то, что витал в облаках прекрасной Украины будущего, пока за его спиной выстраивали коррупционные дыры на таможне.

Налоговик нам неинтересен, потому что так было при всех президентах, хоть и в меньших масштабах. Зато интересен таможенник. Это пример того, что получается, когда люди без опыта с мечтами о прекрасной Украине будущего попадают во власть. Так было после первого Майдана, после второго Майдана и то же мы наблюдаем после электорального бунта 2019 года.

--
Когда президентом становится человек, первой выборной должностью которого стал пост президента, власть переходит не к нему, а к господствующим в стране институтам - нормам, ценностям и устойчивым моделям поведения. Институты можно наполнять любыми людьми, они все равно продолжат работать. Исключения возможны, но они лишь подтверждают это правило.

В России конца 90-х сильная переговорная позиция была у чекистов, бандитов, олигархов и бывшей партноменклатуры. Когда президентом стал выходец из КГБ, первой выборной должностью которого стал был президента, чекисты быстро захватили власть и оттеснили, либо поставили под контроль другие институты. Если сегодня поменять президента - чекисты останутся у власти.

Когда в 2016 году в США президентом стал человек, первой выборной должностью которого был пост президента, власть перешла к господствующим в стране демократическим институтам. Они ссорятся между собой, стонут от некомпетентности президента, но именно они сегодня определяют политику страны. И если поменять президента - эти институты останутся у власти.

--
Когда в Украине президентом стал человек, первой выборной должностью был пост президента, в стране господствовал институт коррупции. Внутри него конкурировали и договаривались олигархи, политики, чиновники и бандиты. Коррупция являлась "смазкой" украинской экономики. Если сегодня отменить коррупцию, окажется что по закону работать невозможно.

Молодой президент пришел без команды, стратегии и политической партии, но с кредитом доверия части украинцев, которые верят в чудо. Чуда не произошло, коррупция захватила власть и стала неуправляемой. Первое, что сегодня нужно сделать - поставить коррупцию под контроль. Не запретить, а регламентировать, определив, сколько положено брать по чину.


Альтернатива - премьер-министр с командой, стратегией и поддержкой в парламенте. Пока такое сложно представить. За стратегии и команды у нас не голосуют, поэтому будут премьеры-волшебники, которые обещают чудо. Коррупционная наценка во всем этом бардаке усилится. Потому что она зависит от рисков, а риск лишиться министерского кресла сегодня растет.

Юрий Христензен