Людмила Касаткина: Что заставило легендарную актрису уйти из кино

Людмила Касаткина: Что заставило легендарную актрису уйти из кино

22 февраля 2012 г., ушла из жизни знаменитая актриса театра и кино, любимица публики, народная артистка СССР Людмила Касаткина. Ее называли одной из самых обаятельных и отчаянных актрис – все наверняка до сих пор помнят, как она без дублеров входила в клетки к хищникам во время съемок в фильме «Укротительница тигров». Ее прославили роли в фильмах «Укрощение строптивой», «Душечка», «Большая перемена», «Принцесса цирка», но в новом столетии она практически не появлялась на экранах. 

Детские годы Людмилы Касаткиной были очень тяжелыми. Она родилась в 1925 г. в крестьянской семье в селе Володарское Смоленской области, а спустя 3 года им пришлось оттуда бежать. Об этих временах актриса позже рассказывала: «Было у нас середняцкое хозяйство: корова с теленком, лошадь с жеребенком, три овцы, три поросенка, двадцать кур. В один день у нас все это забрали. Угроза быть сосланными в Сибирь была вполне реальной, и тогда в одну ночь все из деревни сбежали... Во тьму... В неизвестность... В Москву... Началась эпоха мытарств, скитаний, горя и малых радостей... После многих испытаний мы получили на троих (а вскоре родился и четвертый «жилец» – мой брат Леонид) в Борисоглебском переулке двенадцатиметровую комнату в глубоком подвале с одним окном под потолком. Нас заливал то дождь, то тающий снег. В этих подвалах прежние хозяева дома – князья Оболенские – держали хлам, люди здесь не жили...».

С 5 лет Людмила занималась в хореографическом классе и мечтала стать балериной. Однако этим мечтам не суждено было осуществиться: семья жила бедно, практически впроголодь, постоянные физические нагрузки пагубно сказывались на здоровье девочки, и однажды она потеряла сознание прямо на сцене. После этого врачи запретили ей продолжать занятия. Когда началась война, Людмила гостила у бабушки в деревне под Можайском, а вся ее семья оставалась в Москве. Из-за постоянных бомбежек поезда ходили редко, и добираться до Можайска пришлось пешком – целую неделю, под обстрелами, с десятками других беженцев. Но она все же дошла, а на вокзале в толчее и суматохе ей чудом удалось найти мать – она приехала за ней из Москвы и уже отчаялась добраться до деревни. Эту встречу Касаткина вспоминала как один из самых счастливых моментов в своей жизни.

Семья Касаткиных в эвакуацию не уехала, и все ужасы войны Людмиле пришлось пережить в Москве. Настоящим спасением в то время для нее стали занятия в Студии художественного слова Московского городского дома пионеров. Педагоги Анна Бовшек и Анна Шнейдер помогли своим ученикам поверить во всепобеждающую силу искусства. Актриса вспоминала: «Это они научили нас забывать о голоде, который все мы – дети военной Москвы – ощущали постоянно, и отдавать весь вечер Пушкину. Да, самое главное было для Анны Владимировны – не разучить и грамотно прочесть стихи Александра Сергеевича, а сделать так, чтобы мы полюбили их на всю жизнь! Мы забывали о войне, о том, что надо повторить программу завтрашнего выступления в госпитале, о том, что уроки не сделаны, – мы забывали все, мы жили Пушкиным!». С тех пор ее дальнейший творческий путь был предопределен – Касаткина больше не сомневалась в том, что хочет стать артисткой.

В 1943 г. Людмила Касаткина поступила в ГИТИС. На третьем курсе она познакомилась со студентом режиссерского факультета Сергеем Колосовым, который впоследствии стал ее мужем, знаменитым режиссером и создателем легендарных фильмов, прославивших его жену. После окончания учебы Касаткина поступила в труппу Центрального театра Советской Армии и выступала на его сцене более 50 лет. Она во всем называла себя однолюбом: всю жизнь посвятила одному театру, всю жизнь прожила с одним человеком – они были так преданы друг другу, что друзья в шутку называли их Колосаткиными, ведь представить их по отдельности было уже невозможно.

Несмотря на успех на театральной сцене, в кино Касаткина долгое время не получала ролей. Пока в 1954 г. ее не пригласили в Ленинград на пробы в фильм «Пять леопардов». Она и не надеялась на то, что эти пробы пройдут успешно – ее приглашали часто, но на роли не утверждали, виной чему была нестандартная внешность. Актриса рассказывала: «Мое круглое лицо как бы не вязалось с амплуа киногероини, а по своим лирическим данным я вроде бы на лирическую героиню тянула. На «Ленфильме» мои пробы увидели два режиссера, собиравшиеся ставить фильм о цирке. Они искали героиню, которая бы имела «цирковое» лицо. Как у меня. Круглое и смешное». И благодаря этому «круглому и смешному» лицу Касаткина получила главную роль в фильме, который принес ей всесоюзную славу. Правда, его название изменили – «Укротительница тигров».

Отчаянности молодой актрисы удивлялась вся съемочная группа – в основных сценах она снималась без дублеров, преодолевая панический страх перед тиграми. И добилась таких результатов, что цирковой дрессировщик хищников Б. Эдер предложил ей стать профессиональной укротительницей. Этот фильм имел невероятный успех, его показали в 54 странах мира, в том числе во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля, на котором Касаткина была в числе представителей советской делегации. Ее красотой и талантом был покорен сам Жерар Филип, осыпавший ее комплиментами.

Следующей ее творческой вершиной стала Катарина в шекспировской пьесе «Укрощение строптивой». В этой роли актриса сначала выступала на театральной сцене, а затем снялась и в телефильме. В 1962 г. ей присудили приз за лучшее исполнение главной женской роли на Международном фестивале телефильмов в Монте-Карло.

Дальнейшая кинокарьера Людмилы Касаткиной складывалась успешно: она сыграла в 25 фильмах, 12 из которых создал ее муж, режиссер Сергей Колосов. Наибольшей любовью у зрителей пользовались работы Касаткиной в фильмах «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Большая перемена», «Принцесса цирка» и др. Однако после 1993 г. любимица публики практически пропала с экранов – с тех пор она снялась всего в 4-х фильмах.

Людмила Касаткина всегда называла себя в первую очередь театральной актрисой, на сцене ЦТСА она сыграла в 60 спектаклях! Актриса признавалась: «Я люблю театр больше, чем кино… Театр дарит актеру счастье искать всегда, каждый день. Театр – это ежедневный экзамен, и ты обречен на провал каждый раз, когда твое сердце, твои нервы промолчат, когда ты на минуту позволишь себе подумать, что можно механически повторить то, что было найдено вчера. Театр дарит счастье вечно искать путь к правде. За эту трудную близость с правдой человеческой жизни я навсегда люблю театр».

Однако, помимо любви к театру, были и другие причины, вынудившие ее окончить кинокарьеру. Дело в том, что на протяжении последних лет Людмила Касаткина страдала болезнью Альцгеймера, что привело к расстройствам памяти. После 20 лет, прожитых в полуподвальном помещении, у актрисы развился хронический бронхит. В мае 2011 г. ее госпитализировали с острой пневмонией. 11 февраля 2012 г. после обширного инсульта скончался ее супруг, а спустя 11 дней ушла из жизни и она сама – близкие говорили, что у них была такая духовная связь, что своего существования без мужа Касаткина попросту не представляла.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220219/42310/