«Маленькая Вера»: как Наталья Негода крушила советские устои

«Маленькая Вера»: как Наталья Негода крушила советские устои

Когда в 1988 г. вышел фильм «Маленькая Вера», в кинотеатрах его посмотрели 55 млн зрителей – рекордное количество на тот момент! Главные роли в фильме исполнили Наталья Негода и Андрей Соколов, которых сейчас называют главными секс-символами 1980-х гг. Фильм был слишком откровенным даже по меркам перестроечного периода. На премьере в московском Доме кино кричали «Позор», в газеты приходили письма разгневанных аморальными сценами зрителей, мать Соколова после просмотра плакала от стыда. Споры вокруг фильма и сейчас продолжаются: имел ли бы такой успех фильм, если б в нем не было эротических сцен, и можно ли назвать Наталью Негоду действительно талантливой актрисой?




Наталья Негода и Андрей Соколов в фильме *Маленькая Вера*

В роли главной героини фильма режиссер Василий Пичул видел Ирину Апексимову, но она была занята в съемках другого фильма и отказалась. На роль Веры также претендовали Яна Поплавская и Алика Смехова. Наталью Негоду долго не утверждали на роль: режиссер был не в восторге от ее предыдущей работы в кино («Завтра была война»). Но художественный руководитель Татьяна Лиознова все-таки настояла на ее кандидатуре. Режиссер позже говорил: «И я благодарен и судьбе, и Татьяне Лиозновой, потому что Негода стала тем нервом, который внес в фильм энергетику. Это мой первый фильм, в нем масса ошибок, но никто их не видит, потому что там есть энергетика».


Кадр из фильма *Маленькая Вера*

Съемки фильма проходили в родном городе режиссера – Жданове (теперь –Мариуполь). Возможно, столько неприглядной правды о жизни провинциального городка и попало на экраны потому, что автору все это было известно не понаслышке. Столько безысходной тоски и безнадежного отчаяния сквозило в каждом кадре, что у многих это вызывало отторжение, нежелание принимать правду такой горькой, какая она есть. Фильм называли и «взламыванием устоев», и пасквилем.

Несмотря на скандальную репутацию фильма, после премьеры актеров ждал ошеломительный успех. Наталью Негоду стали приглашать на международные кинофестивали, фильм закупили для проката в 12 странах, поступило предложение стать зарубежной соведущей на церемонии вручения премии «Оскар» и сняться для обложки журнала «Playboy». «Маленькую Веру» за границей восприняли как символ перестройки и гласности.


Наталья Негода и Джек Лемонн на церемонии вручения премии *Оскар*, 1990 г.

Очень многие тогда говорили, что единственная заслуга Негоды – безропотная готовность обнажаться перед камерой. Сама актриса призывала зрителей увидеть то, что было в фильме помимо эротических сцен: «Мне кажется, что «маленькая Вера» – это не просто моя героиня. Тут другой смысл. Это маленький мир маленьких людей с маленькими мечтами. И моя Вера не может вырваться из этого мира».

Окрыленная успехом актриса решила покорить Голливуд и уехала в Штаты. Она снялась в нескольких фильмах («Назад в СССР», «Товарищ на лето», «Закон и порядок»), но добиться успеха за рубежом ей так и не удалось. А в России ее воспринимали как актрису одной роли и не приглашали сниматься в кино. Наталья Негода долгое время жила в Лос-Анджелесе, но уже не питала надежд стать прославленной голливудской актрисой. Возвращение в Москву не было триумфальным, сейчас Наталья живет на две страны.

Наталья Негода на церемонии вручения кинематографической премии *Золотой орел*, 2010 г.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/231015/26839/