Мама школьника: в голове каша, на лице мука

Мама школьника: в голове каша, на лице мука

Кто эта незнакомка, только что стонавшая: «Ты так и будешь все делать тяп-ляп? И работать так будешь? И зарплату соответствующую получать?». Неужели это была я? Что за  глупости я говорю? Я же не верю всерьез, что мой первоклашка будет работать в будущем (очень далеком) так, как он сейчас пишет в тетради. Очень возможно, на работе, названия для которой пока даже не придумано. И тем более неизвестно, какие навыки она потребует, но вряд ли каллиграфический почерк.

Из каких глубин подсознания у нас, мам современных учеников, появляются эти штампы? Про прямую дорогу в дворники, про мрачные перспективы, про «учись хорошо — возьмут на хорошую работу». Ведь связь школьной успеваемости и успешности не такая прямая, как нам говорили в детстве. Среди богатейших людей планеты есть те, кто не делал особых успехов в школе и вовсе не получил высшего образования: например, Тони Роббинс, самый высокооплачиваемый в мире коуч, Билл Гейтс, который так плохо себя вел в школе, что его водили к психиатру(!).  И далеко ходить не надо, достаточно вспомнить своих одноклассников. Очевидно, их школьные оценки плохо коррелируют с сегодняшним доходом.

А кроме того, нам уже не кажется самым большим счастьем просто иметь высокооплачиваемую работу. Мы называем счастьем любимую работу за достойные деньги. А чтобы ее найти, нужно уметь слышать себя, верить в себя, идти по своему пути. Этому в школе не учат. Получается, мы транслируем детям убеждения, в которые сами до конца не верим и которые не подтверждаются жизнью. Почему? Почему в том, что касается учебы наших детей, мы словно время от времени отключаем критическое мышление и включаем хорошо знакомую нудную песню?

Мне кажется, нам, родителям, стоит максимально честно разобраться в своих убеждениях по поводу учебы детей. Разложить их по полочкам, чтобы не попадать под общественный гипноз, а действовать в здравом уме и светлой памяти, без сказок про дворника.

Зачем вашему ребенку учиться в школе? Нужно ли ему хорошо учиться? Если да, для чего? Хорошо — это «5» по всем предметам? Или есть другие критерии? Для чего ему выполнять домашние задания? Каковы успешные жизненные стратегии, по вашей версии?

Я так сформулировала ответ для себя и для старшего сына: «Я очень хочу, чтобы ты умел думать, анализировать информацию и искать решение. Это то, что называется пытливый ум. Я верю, что это поможет тебе стать хорошим специалистом и легко конкурировать с другими специалистами. Когда ты умеешь делать что-то, что нужно людям, лучше других и умеешь решать сложные задачи, тебе за это хорошо платят. И ты можешь выбирать интересные тебе проекты. Сможешь сделать свою жизнь интересной. Для этого нужно все время тренировать мозги. Еще мне очень хочется, чтобы ты хорошо чувствовал себя в школе. Для этого нужно делать домашние задания и быть внимательным на уроках».

А вы бы как сформулировали?

Помню, как в первом классе я плакала из-за «четверки» в тетради — не хотела расстраивать маму. Нас всех постоянно оценивали с детства. У каждого из нас свои травмы, связанные с этим оцениванием, даже если нам ставили только «пять». И они моментально всплывают на поверхность, когда оценивают наших детей и нас — через них. И эти уже было ушедшие в прошлое страхи типа «будешь плохо учиться — станешь дворником» воскресают и говорят вместо нас, когда мы обсуждаем с детьми их учебу.

Очень важно постараться отделить свои проекции от ребенка. Хотя бы сделать паузу, вдохнуть-выдохнуть и спросить себя: «Что за тревога сейчас меня захлестнула, когда я прочитала замечание в тетради? О чем она? Откуда она у меня?». В большинстве случаев никакой реальной опасности нет. Возможно, есть небольшая трудность с конкретной темой или навыком у ребенка. Когда мы это поймем, мы сможем найти способ помочь ребенку, чтобы он принял нашу помощь.

Давайте, насколько это возможно, оберегать наших детей от оценочной зависимости. Помните, как это было с нами? Вы принесли домой «пятерку» — мама ласкова (или нейтральна, если вы были отличницей). Схватили «тройку» — мамина интонация меняется на строгую, холодную или ироничную. Выражение лица суровое или расстроенное. Вы понимаете, что ваши оценки — это главное мерило вашей ценности. Они важнее вашей внутренней жизни, ваших мыслей, ваших открытий о мире и людях. Постепенно вы сами начинаете верить в это. И становитесь зависимы от внешних оценок.

Может, начнем улыбаться детям, даже если в дневнике мелькают тройки? С новым учебным годом!

Источник