Что делать с Донбассом? - спросили украинцев социологи. Где-то 20 с хвостиком процентов сказали: отвоевывать силой. Столько же - договариваться с Путиным. Но больше всего - 30% предложили ждать. Ждать, пока Украина станет более зажиточной, и те, кто на оккупированной территории, вернутся сами.
Когда именно она станет зажиточной и благодаря кому - не столь важно. Главное -цели определены,задачи поставлены, за работу товарищи. Ждем!
Если долго-долго ждать, то вместо Путина придет кто-то получше. Или Россия распадется - Союз же распался, хотя никто не ожидал. Или Трампа сменит кто-то менее путинозависимый. И каким-то образом придут миротворцы. Мы их очень ждем!
Ждать - это тоже как бы не сидеть сложа руки. Например - "активно ждать". А еще лучше - "выжидать". Пока труп врага не проплывет мимо тебя по реке. Пока все не решиться само собой. Пока - или ишак сдохнет или шах помрет. Ждать у моря погоды и милости от природы.
Ждать - самый лучший выход, когда в бой идти страшно, а отступиться -стыдно.
Мы - мастера ожидания.
Ждать "когда наводят грусть желтые дожди" - это наше все, умыкнутое из СССР.
Где вся жизнь была сплошное ожидание - когда, например, догоним и перегоним Америку. Когда наступит коммунизм и будет вдосталь мяса и масла.
Ждать в очереди - квартиры (не заработать на нее, а ждать), места в детском саду, места в партии ( и такие очереди были).
И это было приятнее, чем ждать визита из КГБ.
Времена поменялись. Постаменты упавших лениных заполнили ждуны.
Мы научились ждать по-новому. Ждать - стало признаком основательности. Попытка разрубить гордиев узел, размотать нить Ариадны - признаком популизма.
Стоять и ждать на Майдане, когда Янукович одумается.
Выжидать, по просьбе западных друзей, что зеленые человечки в Крыму сами собой испарятся.
Не обменивать моряков, а ждать, пока заработает Международный трибунал и их отдадут "за так".
Еще чуток погодить с отменой земельного моратория. Ведь черноземы еще не посчитали, и банк земельный не обустроили и кадастры там разные не нарисовали. Зачем так спешить? Давайте еще потерпим, все выверим. Дольше ждали.
И с референдумами подождать и предложить только тогда, когда знаешь, что народ проголосует за "подождать". По просьбе Батькивщины - с землей, по просьбе - ОПЗЖ - с НАТО.
Ждать, а вдруг записанное в Минске и трижды проголосованное в законе об особом статусе забудется всеми или чернила окажутся симпатическими, или где-то затеряется оригинал.
Так и слышится голос графини Дюбарри: "Еще минуточку, господин палач, еще минуточку!" А зачем нам эта минуточка? Для очередной порции рефлексий о том, что "все пропало"?
Ждать, что будет с климатом. И даже не с тревогой. а с каким-то мазохистским интересом: потеплеет - не потеплеет? Он ведь и раньше теплел. И ничего, млекопитающие выжили. А то, что реки замусорены, леса вырублены, жрем всякое дерьмо -это мелочь, надо просто подождать - все само и очистится. А Грета просто дура сумасшедшая. Куда торопится?
Хорошо, скажут мне: если не ждать, то какой вариант?
Вариант один, действовать. Как в том старом советском анекдоте о переполненном автобусе: "Так делайте же что-нибудь, в конце концов!"
Иногда действительно, важно делать хоть что-нибудь, только не ждать. Оторвать свое седалище от постамента и сказать себе: пан или пропал!
Был один, кто рубил узлы -Вятрович. Да накосячил, но ведь сдвинул! Несдвигаемое, неподъемное. Хотя многие просили подождать. Пусть, мол, народ еще натешится -налюбуется лениными, свердловыми, орджоникидзами.
Так что не надо валить на турборежим. В 1991-м
демократы в ВР УССР с Головатым с Шишкиным на трибуне, еще молодыми и шебутными, в турборежиме ломали историю через колено. Хотите президента? Пожалуйста! Хотите, чтоб с импичментом? Да ради Бога! Крики и мольбы не рубить с плеча тонули в гуле времятрясения.
То, что мы сегодня считаем священными скрижалями отечественного державотворення, принималось голосованием руками с мест за каких-то три дня.
Турборежим - это прекрасно. Плохо, когда его гоняют вхолостую. За разной мелочью как в магазин за штопором - за частными поправками, сиюминутной политической нуждой, лоббистскими преференциями.
Его надо включать, когда предстоит сдвинуть что-то глобальное, залежалое, запрессованное пластами времени и предрассудков. Как с той же землей, большой приватизацией, с демонополизацией экономики...
И не надо ждать, и не надо обсуждать - все давно, за 28 лет, обсуждено, все акценты расставлены, все несогласные опознаны.
До зеркального блеска ничего не отшлифуешь, все равно жизнь расставит заусенцы. Все-равно найдутся сотни и тысячи таких, кто в самой прочной стене найдет лазейки.
Порой надо вызывать огонь на себя, идти на грозу. Когда-то перед штормом парусники выходили из тихой гавани в открытое море, навстречу буре. Только так был шанс спастись.
Говорят: нет хуже, чем ждать и догонять. Но догонять - это все-таки "попытаться", а ждать - всего лишь - "смириться".