В один из дней декабря 2013 года я смотрел из окна своего рабочего кабинета на колонну демонстрантов, идущую по узкому тротуару Пушкинской в сторону Богдана Хмельницкого.
Колонна шла с Майдана, куда-то, где нужно было ее присутствие -то ли к суду, то ли к отделению милиции, где держали задержанных майдановцев.
Впервые я смотрел на Майдан не изнутри, а снаружи. И мной владели странные чувства...
Эта длинная, плотно сбитая, но старающаяся не заступать на проезжую часть колонна на три четверти если не больше состояла из приезжих, тепло укутанных, раскрасневшихся от мороза и революционного драйва. Они весело махали нам, смотрящим на них из окон офиса, пели гимн, кричали всегдашнее: "Банду -геть", "Слава нації - смерть ворогам", гордо несли свои знамена. Когда движение замедлялось или останавливалось вообще, колонна продолжала топтаться, как при ходьбе на месте...
На фоне респектабельного столичного центра, театралов, стреляющих билетики у театра Леси Украинки, лимузинов представительского класса, спускающихся по ул.Богдана Хмельницкого, эта колонна казалась каким-то алогизмом. Чем-то очень постановочным и даже смешным.
И от этого холодного, трезвого взгляда мне тогда стало одиноко
...А тремя часами позднее, когда стемнело я, завершив дела на работе и укутав горло теплым шарфом, сам шел в подобной колонне к суду. что на Львовской площади, где решалась судьба Андрея Дзиндзи, того само, что управлял бульдозером на Банковой.
И чувствовал себя своим, и кричал те же кричалки, и пел гимн и махал зевакам в окнах офисов и бодался потом с Беркутом и мерз в оцеплении и бегал греться в греко-католическую церковь, где все - и католики и православные молились за освобождение Дзиндзи...
К чему я все это пишу?
А к тому, что любое из массовых действ - митинг, марш, вече, крестный ход или что угодно прочее -видится по-разному изнутри и снаружи.
Изнутри - это всегда что-то очень жизненно важное, за которое - умереть не жалко, а все кто не с тобой - в лучшем случае люди без сердца.
А снаружи - все кажется жалкой постановкой - чувства искусственны, речи надрывны, лозунги - исполнены популизма, а мотивы меркантильны.
Те, кто "вне" и те, кто "внутри" никогда не поймут друг друга.
Это всегда так, независимо от идей, заставляющих людей собираться вместе.
Каждая власть обвиняла желающих помитинговать в том, что они раскачивают лодку.
Да, раскачивают, ... умышленно. Вы в детстве не раскачивали лодку так, чтобы перевернуться - всем сразу, с визгом и хохотом? Разве в этом не ощущался драйв, заставляющий звенеть кровь?
Любой "Шатун" для одних - страх, для других - подвиг.
Проблемы не в нормандском формате, не в красных линиях, не в "капитуляции". Проблема в отсутствии драйва.
Почему все майданы у нас приходятся на позднюю осень и начало зимы? Не потому ли, что в это пору года наваливается депрессия? И ты чувствуешь себя одиноким, а жизнь лишенной смысла. Майдан возвращает жизни смысл, он делает тебя частью чего-то большого и важного.
Поставить палатки, разжечь костры в бочках,согреть чай, назваться "ночным дозором", почувствовать силой.
Доказать, что можешь влиять на ход истории, что-то сдвинуть.
Свет костров и горящих шин так приветлив в дни, когда ночи длинны и морозны.
Майдан - это психотерапия. То самое лекарство от депрессии. От состояния вечной тревоги и одиночества. Это антидепрессант похлеще любых таблеток. Это выброс сератонина в предчувствии восторга.
Рациональные доводы в таких случаях бессильны. Как писал Юм: убеждения никогда не рождаются из доводов логики. Убеждения - это всегда только эмоции.
Я ходил на протестные митинги оппозиции весь 2013 год. И 2012-й тоже. Около памятника Тарасу, около Украинского дома, на Софиевской площади...Я не слушал ораторов, я пытался отыскать знакомых. Обнимались с теми, кого давно не видел и встретил только сейчас - возбужденных, празднично одетых, среди разноцветных флагов. Говорили об актуальном. Сетовали, что маловато людей пришло....
Количество важно! Ведь, как писал Бенедикт Андерсон, чем больше людей объединяются в идентичность, тем больше ты преисполнен важности своей личной роли в этой идентичности. Вот такой парадокс любого Майдана, ты не растворяешься в нем, а вырастаешь...
Те, кто вне этого действа - воспримите его просто как необходимость души выкричаться. Не пытайтесь их увещевать, отговаривать. Бессмысленно.
Соберите свое собственное вече, почувствуйте свое собственное величие. Поскандируйте громче, чем онипридумайте лозунги прикольнее, чем у них. Испейте свое лекарство от одиночества. Почувствуйте кайф!
Повод найти можно всегда. Удачи всем нам!