Мечта алхимиков сбылась: гриб выделяет золото

Учёные впервые обнаружили микроскопические грибы, которые с пользой для своей жизнедеятельности усваивают золото. Разновидность Fusarium oxysporum, который распространён во многих регионах планеты при наличии влаги и тепла, способен «приватизировать» из окружающей среды микрочастицы золота и встраивать в свою структуру, откладывая их впоследствии в виде чистого металла на поверхности мицелия.

Открытие сделали ученые австралийского Государственного объединения научных и прикладных исследований (CSIRO), о чем они написали в журнале Nature Communications.

Микроскопические грибы нашли рядом с рудником Боддингтон на западном побережье Австралии. Микроорганизмы продемонстрировали необычайную способность пользоваться растворенными в среде соединениями золота. Выделяя высокореактивные молекулы пероксида водорода, они заставляют его окисляться и, превращаясь в ионы, образовывать соединения чистого металла.

Блестящие золотые частицы усеивают поверхность мицелия F. oxysporum. Удивительно то, что золото – очень малоактивный и один из самых инертных металлов, в естественных условиях не взаимодействующий с большинством кислот и не образующий оксидов, поэтому его относят к благородным металлам, в отличие от обычных металлов, разрушающихся под действием кислот и щелочей.