В намечавшейся крупной международной сделке между США и Россией Украине и Сирии отведена роль разменной монеты. С целью взаимного примирения Вашингтон и Москва будут стремиться к скорейшему прекращению вооруженных конфликтов в обоих государствах. Однако разрешение противоречий будет происходить на российских условиях, за счет ослабления международных позиций Вашингтона. При этом Украина останется один на один с Россией в войне на Донбассе, а в Сирии полностью восстановится власть президента Башара Асада. США дистанцируются от ситуаций в восточноевропейском и ближневосточном регионах, сосредотачиваясь на внутренних проблемах. Однако после осознания истинных намерений РФ и ее возросшей мощи Вашингтон начнет противостоять Москве. Результаты такого противостояния будут иметь непредсказуемые последствия.
История имеет свойство повторяться. Избранный президентом США республиканец Дональд Трамп во время своей предвыборной кампании активно выступал за восстановление дружеских отношений с Россией, которые упали до уровня периода Холодной войны. Он называл российского лидера Владимира Путина “великим мужчиной” и восхищался тем, как последний сумел кардинально перестроить имидж России в мире. Схожая атмосфера царила в январе 2009 года, когда новый президент США Барак Обама провозгласил курс на “перезагрузку” отношений с Москвой. В то время отношения между двумя странами также классифицировались как новая Холодная война, а наличие значительных арсеналов ядерного оружия угрожало повторить опыт Карибского ракетного кризиса октября 1962 года.
В апреле 2010 года между Вашингтоном и Москвой был подписан договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (известный как СТАРТ-3), благодаря которому ядерный арсенал обеих стран сократился почти на треть. Стремясь к дальнейшему укреплению отношений с Россией, США негласно согласились отдать Украину в сферу влияния РФ. Однако такой “миротворческий” шаг Вашингтона привел к победе пророссийского кандидата Виктора Януковича на президентских выборах в Украине в 2010 году, его последующему отстранению от власти в результате Революции Достоинства в 2014 года, аннексии Крыма и началу войны на Донбассе. Теперь, принимая в Белом доме новоизбранного президента США Дональда Трампа, Барак Обама призывает его противостоять агрессии Российской Федерации.
Каким будет примирение США и России после инаугурации Дональда Трампа в январе 2017 года? Очевидно, решать свои разногласия оба государства будут за счет Украины и Сирии, вооруженные конфликты в которых в наибольшей мере привели к стремительному ухудшению отношений Вашингтона и Москвы. Что касается ситуации в Украине, Трамп обещал пересмотреть вопрос принадлежности Крыма, поскольку, по его мнению, жители полуострова сами выбрали Россию и им там лучше. Он также заявлял, что из-за Крыма не должна начаться третья мировая война, а Украина должна волновать прежде всего ее европейских соседей. Трамп лично настоял на том, чтобы из программного документа Республиканской партии (Республиканской платформы) был исключен пункт о предоставлении Украине так называемого летального оружия. По Сирии Дональд Трамп выступает за активное сотрудничество США с Россией и режимом президента Башара Асада против Исламского государства с целью его окончательного уничтожения. Каким же образом такая политика новой администрации США отразится на судьбах двух воюющих государств, а также на ситуации в восточноевропейском и ближневосточном регионах?
В пятницу, 18 ноября, в украинском медиапространстве появилась информация о так называемой “трехшаговой стратегии Трампа по Украине”, разработанной американскими юристами-международниками с опытом работы в Украине Джеффри Бертом, Джеймсом Гитчем, Питером Петтибоном и Томасом Шиллинглоу. Согласно этой стратегии, Запад и Россия “соглашаются не соглашаться” о статусе Крыма на неопределенный период. Именно в таком статусе с 1940 года и до распада Советского Союза Запад рассматривал три страны Балтии. Стороны также соглашаются на сохранение Донбасса как части Украины, обеспечив при этом соблюдение режима прекращения огня, а также создание пакета помощи для экономического восстановления Украины при участии России, США и ЕС. Интересным пунктом данного документа является завуалированная формулировка касательно отказа Украины от сближения с Евросоюзом в обмен на финансовую помощь РФ, которая может рассматриваться Киевом и как денежный эквивалент за аннексию Крыма, и как компенсация за разрушения на Донбассе.
“Трехшаговая стратегия по Украине” идет в унисон со взглядами Дональда Трампа, и в случае, если новая администрация США возьмет ее за основу в качестве урегулирования ситуации на Донбассе, Украина останется один на один с российским агрессором. В целом, данная стратегия не отличается от Минских соглашений, однако легализирует статус Крыма как части Российской Федерации. Подобные инициативы должны бы насторожить Киев и заставить его активнее продвигать собственные инициативы по урегулированию конфликта. Ведь, за исключением войны на Донбассе и аннексированного Крыма, ситуация напоминает 2009-2010 годы, когда администрация Барака Обамы негласно согласилась на российские “особые интересы” в Украине. В результате тогда к власти пришли пророссийские силы, а сейчас президент Украины Петр Порошенко предостерегает от расшатывания внутриполитической ситуации в нашей стране и призывов к досрочным парламентским выборам, которые могут также укрепить позиции пророссийских политических сил.
Придерживаясь своего курса по сотрудничеству с Россией в Сирии, Дональд Трамп также соглашается на отнесение этого ближневосточного государства в сферу влияния Москвы. Однако он не просчитал всех негативных последствий для США в результате подобных действий. Прекращение Штатами поддержки сирийской оппозиции автоматически приводит к усилению режима Башара Асада внутри страны, а также России и Ирана, которые его поддерживают. В ближневосточном регионе вновь возрастают этнические и религиозные конфликты между шиитами, патронируемыми Ираном, и суннитами, поддерживаемыми Саудовской Аравией. В случае ухода США с Ближнего Востока эти конфликты могут перерасти в крупные региональные войны, которые также зацепят благополучные нефтяные монархии Персидского залива. То есть вооруженный конфликт выйдет за рамки Сирии.
Декларируемая жесткая борьба против Исламского государства в конечном итоге может привести к его поражению. Однако следует учитывать, что угроза исламского терроризма не исчезнет с поражением ИГИЛ, а приобретет скрытые формы. Не зря Дональд Трамп особое внимание уделяет иммиграции мусульман в США, поскольку понимает, что теракты, как в Париже и Брюсселе, могут произойти и на территории Соединенных Штатов. Но это уже будет невидимый фронт, и найти источник зла будет непросто. Также не будет разрешен миграционный кризис, поскольку сохранение режима Башара Асада в Сирии может послужить тому, что сирийские беженцы не захотят возвращаться на родину, а в результате интенсификации борьбы против Исламского государства их число даже увеличится. Таким образом, в Европе усилят свои позиции праворадикальные и националистические силы, которые выступают против иммиграции и дружественны по отношению к России. Мир станет еще более незащищенным и непредсказуемым, как и сказал президент Франции Франсуа Олланд, комментируя результаты президентских выборов в США.
Но, как уже было сказано выше, история имеет свойство повторяться. Тенденция свидетельствует о том, что Дональд Трамп хочет отмотать время назад и вернуться к международному статусу-кво 2010 года, однако уже с учетом новых реалий. При этом не исключено, что после окончания “медового месяца” Дональда Трампа и Владимира Путина американский президент наберется политического опыта и осознает истинные намерения своего российского коллеги. Провозглашая дружбу с Россией, Дональд Трамп пока еще не понимает, что “российское возрождение” происходит в условиях ослабления американских международных позиций и Москва не согласна на равноправное партнерство с Вашингтоном. Все помнят выражение Владимира Путина, который назвал распад СССР самой большой геополитической катастрофой века. Держа в себе обиду, российский лидер хочет отомстить и видит для этого благоприятные обстоятельства. Когда же у Дональда Трампа наступит прозрение, тогда конфликта не миновать. Это будет конфликт не только двух ведущих мировых держав, а и двух сильных и непредсказуемых личностей. Украине, учитывая ее сложное геополитическое расположение, следует давно уже взять на вооружение тактику Китая, который называл себя обезьяной, сидящей на дереве и наблюдающей, как дерутся два тигра. Киеву нужно прежде всего опираться на свои силы, исходить из собственных национальных интересов, а не зависеть от того, какая политическая сила придет к власти в том или ином государстве.