*Меркель встала поперек «потока»: как новые СПГ-терминалы в Германии повлияют на «Северный поток-2».
*США готовятся сильно увеличить экспорт нефти.
*Саудовская Аравия планирует увеличить долю газа в энергобалансе страны до 70%.
*ЕС призвал Туркменистан к строительству Транскаспийского газопровода.
1. Меркель встала поперек «потока»: как новые СПГ-терминалы в Германии повлияют на «Северный поток — 2».
Германия будет строить новый терминал для газа из США. Это может напрямую затронуть российский «Северный поток — 2» и привести к снижению экспорта «Газпрома». Поставлять сжиженный газ в Европу стремятся не только С ША.
Президент США Дональд Трамп приветствовал решение германского правительства профинансировать строительство в стране нового терминала для приема сжиженного природного газа (СПГ) .
«У нас все прекрасно с налоговым послаблением, у нас все прекрасно с изменением законодательства. И посмотрите, что происходит с Германией в вопросе газопровода («Северный поток — 2»), они захотели покупать наш газ, это прекрасно. Обратите на это внимание», — сказал Трамп.
О том, что в ЕС согласны покупать американский СПГ, говорят с лета. На переговорах с американским лидером в июле глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал, что в Европе будут строить терминалы для приемки американского СПГ, а также выразил намерение увеличить объемы закупок газ у США.
22 октября WSJ сообщила, что канцлер Германии ФРГ Ангела Меркель предложила выделить 500 млн евро господдержки на строительство СПГ-терминала на севере страны.
Канцлер, как пишет издание, назвала это стратегическим решением, которое может окупиться в долгосрочной перспективе.
Поддержать благие начинания Вашингтон может и финансово. Недавно сенатор от Республиканской партии США Рон Джонсон и демократ Крис Мерфи представили законопроект, который предполагает выделение $1 млрд на финансирование европейских энергетических проектов. Авторы не скрывают, что их главная цель — снижение влияния на ЕС энергоресурсов из РФ.
«Мы инвестировали миллиарды в укрепление военной обороны в Восточной Европе, но давайте не будем забывать об опасных последствиях энергетического удушья России», — заявил Мерфи.
В этой истории один из ключевых вопросов — что будет с российским проектом «Северный поток- 2».
Вашингтон грозит проекту санкциями, а партнеры «Газпрома» по проекту говорят, что будут вынуждены его покинуть, если дело дойдет до санкций.
У «Северного потока — 2» противников больше, чем союзников. Помимо США, это Украина и Польша, страны Балтии, которых также косвенно затрагивает проект.
Варшава уже все для себя решила: на прошлой неделе нефтегазовая компания PGNiG (Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo) подписала долгосрочный контракт на закупку у американской компании Venture Global LNG сжиженного природного газа (СПГ). По контракту США будут ежегодно поставлять Польше по 2 млн тонн СПГ в течение 20 лет. Поставки будут осуществляться по формуле Free on Board (FOB). Это означает, что расходы по доставке товара на борт судна лягут на продавца. Польские власти отметили, что это позволит с 2022г отказаться от российского газа и не продлевать контракт с «Газпромом».
«Это будет на 20% с лишним, почти на 30% дешевле, чем российский газ. Мы не сказали в этом деле (покупки СПГ) последнее слово и будем объявлять о новых успехах», — пояснил вице-президент польской компании Мацей Возняк.
Подписание контракта с Польшей стало последним козырем, повлиявшим на отношение к американскому СПГ Меркель.
Для Польши начало отгрузки СПГ, во-первых, означает появление возможности отказаться от российского газа, а во-вторых, диктовать свои условия по обеспечению работы газропровода Ямал-Европа, по которому сейчас Германия получает 34,7 млрд кубов природного газа в год. Потеря этого маршрута, даже с учетом обоих «потоков», является критической для Берлина, подчеркивает эксперт.
Варшава продолжает критиковать «Северный поток — 2». «Наша позиция однозначна и неизменна. Мы считаем, что «СП-2» — это инвестиция, которая не имеет ничего общего с экономикой. Это предприятие политического и экономического характера, реализуемого прежде всего Россией», — сказал президент Польши Анджей Дуда в распространенном в понедельник вечером интервью для Польского радио.
«Появление газопровода «Северный поток — 2» без сомнения представляет собой опасность для Украины, Словакии, а также представляло бы опасность для Польши, если бы мы не предпринимали шаги для защиты», — добавил он.
Важно, что не получено разрешение на прокладку трубы от Дании.
СПГ-терминаламы уже есть в Европе есть, хоть и не везде, и последние несколько лет их средняя загрузка стабильно держится на уровне 26-27%.
Между тем, WSJ обращает внимание, что в течение многих лет планы по строительству новых терминалов СПГ были застопорены из-за отсутствия господдержки, которая позволила бы сделать проект экономичным. Одна из первых заявок на госпомощь была подана уже в октябре для строительства терминала в городе Штаде, недалеко от Гамбурга.
2. США готовятся сильно увеличить экспорт нефти.
Для этого компании наращивают инвестиции в портовую инфраструктуру.
Поставки сырой нефти из США сильно выросли с тех пор, как три года назад Конгресс снял запрет на ее экспорт. По данным S&P Global Platts Analytics, в сентябре он превысил 2,1 млн баррелей в день и может в ближайшие два года достичь 4 млрд баррелей.
Компании, включая сырьевого трейдера Trafigura и строящую трубопроводы Enterprise Products Partners, планируют построить новые или расширить нынешние терминалы, чтобы они могли принимать более крупные корабли. «Необходимы более эффективные способы загружать нефть на побережье Мексиканского залива», – говорит Кевин Джеббитт, который руководит торговлей нефтью в Trafigura. Его компания попросила разрешения на строительство порта возле Корпус-Кристи, штат Техас.
3. Саудовская Аравия планирует увеличить долю газа в энергобалансе страны до 70%.
Саудовская Аравия заявила об амбициях стать экспортером газа и СПГ-трейдером. Страна планирует увеличить долю газа в энергобалансе с нынешних 50% до 70%, заявил министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих на форуме Future Investment Initiative. Кроме того, Саудовская Аравия не исключает перспектив начать экспортировать газ и стать СПГ-трейдером. "Саудовская Аравия является крупным производителем газа. 50% энергобаланса страны составляет добыча газа, и мы ожидаем, что его доля увеличится до 70%.
Остальные 30% составят возобновляемые источники энергии, атомная энергетика", - сказал он. "Мы видим возможности для экспорта. И я не удивлюсь, если через 2-3 года Saudi Aramco станет влиятельным инвестором, а через несколько лет после этого, и трейдером на глобальном рынке СПГ, реагируя на переход от использования угля к газу, особенно в странах Азии", - добавил министр.
Х.аль-Фалих назвал возможности инвестирования в Арктику "возможностью, которая близка к достижению". "Арктика, в том числе, та возможность, которая близка к достижению", - сказал он.
Согласно статистическому отчету ВР, Саудовская Аравия неуклонно увеличивает добычу газа и по итогам 2017 г добыла 111,4 млрд кубометров газа, что на 6% выше уровня предыдущего года.
4. ЕС призвал Туркменистан к строительству Транскаспийского газопровода.
Представители ЕС на переговорах с делегацией Туркменистана в Брюсселе выразили готовность содействовать привлечению инвестиций в строительство Транскаспийского газопровода.
Об интересе со стороны ЕС к строительству Транскаспийского газопровода и поставкам туркменского природного газа на европейский рынок стало известно на совещании, которое состоялось в Туркменистане при участии президента страны Гурбангулы Бердымухамедова.
«Участники переговоров со стороны ЕС выразили готовность содействовать привлечению инвестиций в реализацию этого важнейшего энергетического проекта», – заявил один из участников совещания.
Президент Туркменистана в ответ заметил, что для реализации этого востребованного жизнью проекта нужны только согласие сторон-участниц проекта и экологическая экспертиза, так как необходимая правовая база по прокладке газопровода была создана благодаря принятию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
По словам Бердымухамедова, проект газопровода предусматривает поставку природного газа на европейский рынок в объеме 30 млрд кубометров ежегодно в течение не менее 30 лет.