Судебный процесс по делу о крушении Боинга начнется 9 марта 2020 года. Недавно ближайшим родственникам погибших провели экскурсию по залам комплекса «Схипхол», где будет проходить суд.
Это здание строгого режима с усиленными мерами безопасности и помещениями для содержания подсудимых. Уже известны имена судей, которые будут рассматривать громкое дело.
А после того, как Украина во время обмена пленными отдала России фигуранта дела МН17 Владимира Цемаха, в Нидерландах вновь начали поднимать вопрос о незакрытом Украинским государством воздушном пространстве в день катастрофы.
Комплекс «Схипхол» и судьи
Суда пять долгих лет ждал весь мир. МН17 — это большая трагедия и уникальный в мировой истории уголовный процесс. Слушания состоятся в судебном комплексе «Схипхол», символично расположенном в нескольких километрах от аэропорта «Схипхол», из которого вылетел самолет с 298 пассажирами на борту. Все они погибли. В этой трагедии голландец Пит Плуг потерял брата, невестку и племянника. После смерти родных мужчина стал членом правления нидерландского фонда «Авиакатастрофа MH17». Именно он и рассказал автору об экскурсии по залам судебного комплекса «Схипхол», которую организовали для ближайших родственников погибших в катастрофе МН17.
«Это небольшой суд, и не все родственники могут присутствовать на заседании, только близкие. Но они смогут наблюдать за процессом через трансляцию. „Схипхол" — здание повышенной безопасности. К сожалению, фотографировать там нельзя», — поделился Пит Плуг.
Судебный комплекс «Схипхол» расположен примерно в 50 км от Гааги и вмещает около тысячи человек. Сначала не исключали, что рассмотрение дела может состояться в Дворце мира в Гааге. Но позже пришли к выводу, что процесс такого уровня невозможно провести в историческом здании, поэтому выбрали «Схипхол», в котором действуют усиленные меры безопасности.
Процесс будет публичным. В первые дни судебного разбирательства, вероятнее всего, дело по существу рассматривать не будут. Сначала должны заслушать стороны. И услышать ответы на ряд вопросов. В частности, кто прибыл? Есть ли среди них подозреваемые? Кто из родственников хочет взять слово в суде? Во время слушаний родные могут высказаться относительно этого страшного преступления: кто, по их мнению, виноват, и какого наказания они ждут от суда. А еще рассказать о последствиях этой трагедии, о том, как изменилась их жизнь после потери родных. Процесс будет проходить на нидерландском и английском языках.
Для слушания дела MH17 уже назначены четверо судей, один из них — резервный. К уголовному производству всегда привлечено трое судей. Но к такому громкому и сложному процессу, как МН17, который может длиться не один год, решили привлечь еще и резервных. Имя одного из них уже известно — Даан Гласс. До начала процесса должны назначить еще одного резервного судью. Они нужны для того, чтобы заменить кого-то из основной тройки судей, например, в случае болезни, чтобы рассмотрение дела продолжалось без перерывов. Уже известно, что председателем стал судья Хендрик Стейнгаюс.
Двое других судей — Дагмар Костер и Хелен Керстенс-Фокенс. Они в основном вели уголовные дела. Но, несмотря на опытность судей, такое масштабное дело, как катастрофа МН17, будут рассматривать впервые.
То, что причастные к сбитию пассажирского самолета будут в зале суда, маловероятно. Скорее всего, их будут судить заочно. Однако есть те, которые до сих пор лелеют надежду, что кто-то из причастных все-таки согласится и будет участвовать в процессе в режиме онлайн, не приезжая в судебный комплекс «Схипхол», а через видеосвязь. В июне Международная совместная следственная группа назвала четверых подозреваемых — это россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко, который находится на оккупированных территориях. Единственный, кого надеялись увидеть в суде — Владимир Цемах.
Статус Цемаха в Украине и в Нидерландах
MH17 был сбит в июле 2014 года вблизи Снежного — города, подконтрольного боевикам, где тогда Владимир Цемах был начальником ПВО.
В Украине Цемаха подозревают в совершении двух преступлений: участии в деятельности террористической организации «ДНР» (8-15 лет лишения свободы) и организации, совершении террористического акта, в результате которого погибли 4 украинских военнослужащих (10-15 лет тюрьмы или пожизненно). Цемах причастен к гибели 4 украинских военнослужащих, речь идет о бое на 43 блокпосту 6 августа 2014 года. В нем принимало участие подразделение под его непосредственным командованием. После боя боевики выложили видео изувеченных тел украинских бойцов в Интернет и хвастались убийством.
Он стал первым, кого украинские спецслужбы вывезли с вражеской территории. Цемаха взяли прямо в его квартире в Снежном. Спецоперация «Цемах» была завершена 27 июня 2019 года. Уже на следующий день боевика доставили в Киев, а 29 июня Шевченковский райсуд столицы принял решение о его аресте на два месяца. Цемаха сразу назвали главным фигурантом дела МН17. Одному из сепаратистских СМИ он подтверждал, что якобы помогал спрятать «Бук». В уголовном производстве в Украине, где расследуют обстоятельства уничтожения самолета рейса МН17, Цемах имеет статус свидетеля, по крайней мере пока что. Тогда как в аналогичном производстве в Нидерландах его уже определяют как подозреваемого.
Такая ситуация с разными процессуальными статусами возникла из-за того, что Нидерланды получили новые материалы, которые дали достаточные основания переквалифицировать Владимира Цемаха из свидетеля в подозреваемого. С Украиной новой информацией пока не делятся. Но после передачи этих материалов нашей стороне его статус в украинском производстве тоже могут переквалифицировать. Изменение статуса Цемаха Нидерланды официально не подтверждают.
«30 августа 2019 года международная совместная следственная группа (JIT) написала письмо, в котором назвала Цемаха подозреваемым…», — рассказывает член правления фонда «Авиакатастрофа» Пит Плуг. В этом документе главный прокурор Нидерландов Фред Вестербек называет Цемаха подозреваемым, который может обладать важной информацией, и именно поэтому Нидерланды просили Украину не выдавать этого человека России.
Выдача 7 сентября Цемаха Украиной России в рамках обмена пленными по формуле «35 на 35» фактически лишает Киев возможности привлечь его к уголовной ответственности, потому что из-за несовершенства отечественного законодательства институт заочного осуждения фактически заблокирован. У Нидерландов такая законодательная возможность есть.
Как известно, РФ не выдает своих граждан, но Цемах является гражданином Украины. А в российской конституции не говорится о запрете выдачи людей с другим гражданством. Поэтому фактически Москва имела полное право отдать украинца Нидерландам. Правда, на это было бесполезно надеяться. Уже через несколько дней после обмена дочь Цемаха сообщила, что они с отцом вернулись на территорию так называемой «ДНР».
Обиженные Нидерланды
После выдачи Цемаха России в Нидерландах снова подняли вопрос о незакрытии Украиной воздушного пространства. На прошлой неделе парламент Нидерландов потребовал расследовать роль Украины в катастрофе MH17. Все партии, которые присутствовали на дискуссии по этому вопросу, поддержали предложение CDA (Христианско-демократическая партия) и социалистической партии SP.
Депутаты ссылались на выводы исследования нидерландского Совета безопасности 2015 года, который заявил, что Украина должна была закрыть свое воздушное пространство в 2014 году, когда был сбит пассажирский самолет. Итак, они настаивали, чтобы правительство провело «инвентаризацию возможностей относительно наиболее полного расследования фактов» относительно не закрытого Украиной на момент сбития МН17 воздушного пространства. Соответствующий запрос подал депутат CDA (Христианско-демократической партии) Крис ван Дам. «Время истекает. Воспоминания стираются. Данные теряются», — отметил он. Это тот самый депутат, который был едва ли не самым эмоциональным после выдачи Украиной Цемаха. «Остается ли Украина до сих пор надежным партнером международной Совместной следственной группы (JIT)? Как насчет резолюции Совета Безопасности ООН 2166? Почему Украина сейчас отдала своего гражданина? Что сделали Нидерланды, чтобы не допустить этого?» — возмущался он тогда.
И, возвращаясь к вопросу не закрытого Украиной воздушного пространства, он также сказал, что это очень важно для родственников жертв трагедии МН17. И это действительно очень болезненный вопрос для них. «Это важно для нас, чтобы мы знали, почему воздушное пространство было открытым, и это также важно, чтобы предотвратить новые катастрофы», — объясняет член правления нидерландского фонда «Авиакатастрофа MH17» Пит Плуг.
Во время дебатов министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок повторил официальную позицию правительства об отсутствии обоснованных юридических причин для нового расследования вопроса относительно ответственности Украины за незакрытие воздушного пространства на момент сбития МН17.
Всеволод Ченцов
В свою очередь посол Украины в Нидерландах Всеволод Ченцов рассказал, что, учитывая постоянные вопросы нидерландских депутатов относительно не закрытого Украиной воздушного пространства, украинская сторона летом 2018 года предлагала им встречу с украинским экспертом. Однако такая договоренность была в последний момент отменена нидерландской стороной. Кроме того, посольство направляло в адрес парламента Нидерландов информацию с исчерпывающими объяснениями относительно выполнения Украиной обязательных стандартов и правил IКАО, действовавших на момент катастрофы, что подтверждено окончательным отчетом. «Украина была и остается приверженной сотрудничеству с Нидерландами и другими странами в рамках Совместной следственной группы по расследованию сбития МН17 и в привлечении к ответственности виновных в этой ужасной трагедии», — подчеркнул Ченцов. Он также отметил, что Украина всегда тесно сотрудничала с Нидерландами в расследовании катастрофы МН17 в течение последних 5 лет и предоставляла всю информацию, в частности, и относительно незакрытого воздушного пространства.
Нам нечего скрывать, украинские власти всегда готовы предоставлять информацию в случае необходимости», — сказал Ченцов. По его словам, вокруг этого вопроса опять происходят спекуляции, которые только отвлекают от реального расследования и поиска виновных в сбитии МН17. «Вокруг расследования МН17 постоянно происходят попытки дезинформации, создания альтернативных фейковых версий событий со стороны представителей российской пропаганды с единственной целью — отвлечь внимание от установления истины. Именно поэтому стоит задать себе вопрос — что важнее: вновь и вновь сомневаться и проверять факты, которые уже были изучены и неоднократно подтверждены, или сосредоточиться на установлении виновных в сбитии самолета и привлечь их к ответственности», — отметил посол.
Украина действовала в соответствии с действующими на тот момент правилами IКАО и, опираясь на анализ имеющихся рисков, сообщала о вооруженном конфликте всему миру и вводила запрета на полеты гражданской авиации. Сначала нельзя было летать ниже, чем полтора километра, затем ниже эшелона FL260 (7900 метров). 14 июля 2014 года Украина подняла планку до 9800 метров, эшелоном FL320. Даже над Сирией воздушное пространство сейчас полностью не закрыто. Дело в том, что на самом деле никому и в голову не могло прийти, что Россия применит ЗРК «Бук», высота действия которого значительно выше. Кстати, в РФ до сих пор не объяснили, почему закрыли небо на границе с Украиной менее чем за сутки до трагедии. Похоже, там хорошо знали, какое оружие отправляют.