Виктор Ющенко на правах президента, провалившего все шансы Украины встать на путь реальных реформ и развития ещё 11 лет назад, подал голос с кладбища величайших политических разочарований, дав пространное интервью одному электро-СМИ.
«Мессия», оказывается, ещё не выдохся и, судя по комментариям, втайне мечтает порулить чем-нибудь доходным и полномочным. Но его откровения о современных политических реалиях, традиционные броски навозом в сторону своей заклятой подруги Тимошенко, оценки вызывающих недоумение и шок выходок Савченко и неозвученные в этом разговоре томления души о возврате к рулю НБУ, оставим в покое. Поговорим лишь об аспекте российско-украинской войны.
Ющенко, как бездарный государственный руководитель высочайшей квалификации, но являющийся при этом несомненно патриотом, продолжает рассуждать о войне как неспособный к творчеству литературный критик о сочинении маститого автора – давая в целом верные оценки, как теоретик и стратег (президентство даже дилетантам поднимает уровень стратегического горизонта), проваливается в бездну безумных заблуждений, когда опускается на уровень реальных дел, в плоскость практических действий. И в этой дикой пустоте самообмана, к большому сожалению, он пребывает не один. Время от времени на различных информационных ресурсах выходят в свет интервью других великих стратегов «маленькой победоносной обороны Крыма весны 2014 года». Вышедшие в отставку лопаты, заманы и прочие маломужи, надев по случаю парадно-выходные кители и новые трусы, распускаются перед журналистами геройскими откровениями о просранном постмайданной властью Крыме.
«Ми б не здали!» - главный тезис кабинетных наполеонов. Особенно они искромётили воинственными заявлениями и размахивали пластмассовыми шаблями в эфирах после ненужного обнародования стенограммы заседания РНБОУ по «крымскому вопросу» от 28.02.2014г. «Нужно было объявлять войну и сражаться с Россией». Со всеми вытекающими. СО ВСЕМИ.
А теперь напомним для офисных генералов, так же как и для В. Ющенко, этих великих «дэржавныкив», которые привыкли мыслить только картинками на мониторе компьютера. По разным оценкам на февраль 2014 года численность украинской армии составляла от 130-190 тыс. чел. Разброс такой большой, т.к. точная численность ВС Украины на тот момент не обнародовалась и являлась информацией для служебного пользования. Если учесть, что в это число входит огромнейшая доля непомерно раздутых штатов небоевых частей (вспомогательные, тыловые, службы обеспечения и руководящие штабы всех уровней), то непосредственно численность боевых подразделений оценивалась примерно в 80-110 тыс. чел. Плюс 700 танков, 1500 бронированных машин, 200 боевых самолётов и пр. полевые кухни. На бумаге!
В реальности – вряд ли можно было оснастить хотя бы пару батальонов современными бронежилетами и кевларовыми касками. ВС не имели беспилотной авиации – на складах ржавели всего пара купленных за миллионы гривень и быстро выведенные из строя израильских аппарата. Подавляющее большинство тяжёлого вооружения, как очень скоро в этом убедилось и общество, и «Волонтёрский десант» в Минобороны, находилось на складах в состоянии хранения и консервации, при этом давно потеряв шансы на восстановление – техника была частично разворована, разукомплектована, электрические и даже механические части сгнили, поржавели, потрухли. В огромной на бумаге армии для начала анти-террористической операции понадобилось почти месяц (!), чтобы перебросить в Донбасс первые 3 бригады, которые из-за недокомплекта в 40-50% были неполноценными. В Кабминовских файлах в структуре МВД тоже числилось более 200 тыс. сотрудников. Из рядового состава которых на случай войны можно было бы легко сформировать 3-4 войсковые бригады. Теоретически. На практике - каждый третий мент в Украине – скрытый «ватник», в Крыму и Донбассе – уже неприкрытыми сепаратистами и коллаборационистами стали 3/4 сотрудников МВД. Такая же примерно статистика по СБУ. И местное население, подогретое 25 годами антиукраинской пропаганды, которое никак не меньше чем на половину яростно поддерживало путлеровцев. У армии средства связи соответствовали уровню 1960-ых годов. В марте 2014-го материально-техническое состояние резервов было таково, что банально не было аккумуляторов и дизтоплива, чтобы на всю страну запустить пару сотен бронированных машин. На территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей уже не существовало боевых частей, были лишь несколько частей Внутренних войск, которые, за исключением мариупольской, сдали своё оружие диверсионным отрядам россиян, после имитации сопротивления. Крымская группировка ВСУ, насчитывающая почти 18 тыс. штыков, более чем на 60% добровольно перешла на сторону противника, продавшись на обещанные печеньки, не розданные в последствии квартиры и не присвоенные звания.
Бросив по команде в бой крымские подразделения ВСУ против элитных подразделений спецназначения ВС России, которые шли в авангарде оккупации полуострова, штабные столичные стратеги просто могли бы устроить нашим солдатам бойню. Учитывая тотальное отсутствие тактической медицины в армии на то время, трудно представить себе последствия такого шага. Мясорубка, которая деморализовала бы армию – вот во что могло превратиться сопротивление в Крыму. Но нам нужно было думать не только о Крыме, но о всей Украине. И здесь кучке генералов, которые годами занимались лишь развалом армии, проедали бюджет и осваивали коррупционные тендеры через «вечные» фирмочки людей Иванющенко, Лебедева и Ко, хочется привести в пример ситуацию по Харькову. Даже не Днепр, и не Одесса, которые сумели отстоять украинское будущее в марте-мае 2014-го, стали знаковыми точками, а именно Харьков. Это не бесполезный Крым и не дотационный Донбасс. Харьков – один из 5 главных доноров бюджета страны, город, в котором сосредоточены важнейшие предприятия украинского ВПК. Потеря Харькова, расположенного всего в 40 км от границы, весной 2014-го стала бы катастрофой для Украины, которую страна вряд ли смогла бы перенести. А элементарный стратегический анализ ситуации подсказывает – если бы только в начале марта 2014-го Украина попыталась ощетиниться вооружённым сопротивлением в Крыму, то Кремль нашёл бы десяток поводов и причин, чтобы «ввести своих миротворцев» не только в Донбасс, но и в достаточно тогда ещё пророссийский Харьков.
Так вот Ющенко и прочим лопатам, которые воинственно сверкают в эфирах десятками псевдо-орденов, к сожалению безнаказанно навешанных на свои генеральские груди в мирное время, хочется напомнить – чтобы освободить от сепаратистов и привезённых из России «моторол-титушек», захвативших здание ОГА, на всю страну едва наскребли четыре сотни спецназовцев. И Аваков с Парубием ещё уговаривали их полдня выполнить боевой приказ, при этом вынужденно давая обещания о непреследовании за возможное (и даже реальное) участие в событиях на Майдане. При этом все (!) местные силовики полностью саботировали распоряжения из киевских кабинетов. И когда уже в начале апреля этим же спецназовцам пришлось в качестве обычной полевой пехоты уничтожать блокпосты сепаратистов вокруг Краматорска и Славянска, почему армия так и не смогла предоставить им существенную помощь. Как можно было воевать в такой ситуации?
23 года украинская армия разваливалась, разворовывалась и деградировала. В том числе «благодаря» Ющенко и кузьмукам с разными фамилиями. Которые были способные лишь на генеральское рычание во время потешных парадов и полное погружение в коррупционную действительность в остальное. Особенно преуспели в уничтожении обороноспособности Украины во времени Януковича, истовым депутатом его ОПГ, долгое время скрывающегося под вывеской политической Партии Регионов, был сегодняшний руководитель ГШ ВС Муженко. И хотя он отчасти реабилитировался за соучастие в «злочынной владе» сегодняшними усилиями по возрождению армии, его неадекватная оценка российско-украинской войны, продолжает поражать воображение. Не далее как вчера он на своей странице фейсбук, объясняя ситуацию вокруг Иловайска в июле-августе 2014-го, продолжает шокировать умозаключениями точно не уровня, соответствующего его должности. «Если бы не Иловайск, то мы закончили бы АТО за несколько недель» - его концепт и оправдание за величайшую трагедию войны, унёсшую жизни сотен украинских патриотов.
«Если бы Гитлер ограничился штурмом Брестской крепости, то мы выиграли бы Великую Отечественную войну и восстановили контроль за границей СССР за несколько месяцев 1941-го года» - примерно так мог бы ответить Сталин на логику Муженко. Иловайская трагедия как раз и стала закономерным результатом главной, крупной стратегической ошибки высшего военно-политического руководства Украины, проявившейся в недооценке вероятности прямого ввода на территорию Украины регулярных войсковых подразделений армии РФ для непосредственного противодействия силам (тогда ещё) АТО, состоящим из разношёрстных и недостаточно хорошо управляемых тогда подразделений армии, Нацгвардии, добровольческих батальонов. Президент и руководители армии через 6 (!!!) месяцев после начала военной агрессии России в Крыму, после обстрелов наших подразделений непосредственно с территории РФ (!!!), представляли АТО в виде локальной «войнушки» против разрозненных сепаратистских банд, вроде отряда Стрелкова-Гиркина. Страшно предположить, какие последствия могли бы быть, если бы в августе-сентябре 2014-го Россия забросила на территорию Украины дополнительных 2-3 регулярных бригады. Получив разгром под Иловайском, не имея по признанию самих же руководителей АТО резервов (вспомните о мифической армии в 130-190 тыс. бойцов!!!), мы могли бы легко потерять Мариуполь, и снова отдать врагу Краматорск со Славянском.
Кто-то ещё готов рассуждать о «просранном Крыме»? Увы, нужно признать – Крым Украина потеряла без шансов. Не готовы мы были тогда воевать. Во всех аспектах. Постамайданная власть сделала много ошибок, проведение реформ едва видно за бурной их имитацией, возрождение армии и ВПК хотя частично и произошло, но ещё критически далеко от хотя бы средненького уровня, но обвинять первый Кабмин и руководство всех армейских и силовых структур в сдаче Крыма точно нельзя. И хватит на этом спекулировать так называемым «государственным деятелям», которые своим бездарным руководством способствовали приходу к власти откровенных преступников из команды Януковича.
Ющенко, умноживший на ноль, свою историческую роль на президентском посту, и так гордившийся пафосной, но пустой по содержанию максимой #МиЗдобули, теперь пытается возглавить новую партийку кабинетных вояк #МиБНеЗдали, стараясь делать лицо задним числом. Увы, военные поражения Украины в 2014-м были неизбежны. И не нужно делать пиара на крови. Глупым, неподготовленным сопротивлением мы могли потерять гораздо больше. И скорее всего, ценой ещё большей крови.
Циля Зингельшухер