"Мифы и реальность Финской системы образования" - Владимир Спиваковский

"Мифы и реальность Финской системы образования" - Владимир Спиваковский

А что на самом деле?

1. В СМИ продолжаются острые споры о загадках и разгадках финской системы образования. И все спрашивают – всё ли там так чудесно? И почему бы у нас такое чудо не сотворить? Хотя мы к себе уже даже пригласили их специалистов-советников-эдьюкейторов.

Но!!! Весной этого года мир узнает Новых победителей по критерию PISA. И всё станет на свои места.

2. С моей точки зрения, и по моим знаниям финских школ, их модель идеальна на бумаге, но в жизни там не всё так сладко. Если кто-то захочет взять такую модель и внедрить её у нас один к одному, то ничего не выйдет, так как там многое противоречит друг другу. Многие страны пытались - и у них ничего не получилось


В Финляндии самые высокие в мире налоги, там модель шведского социализма.

Прогрессивная шкала налога до 48% и еще взносы в пенсионный фонд 5,15%, соцстрах 2,04% и на безработицу 0,6%. Вот отсюда и собирается огромный бюджет на бесплатное образование, бесплатные учебники и бесплатное питание.

Если бы нашему народу вменили налог на зарплату 55% - вместе с таким бесплатным образованием, мы бы согласились?

Учителя работают по контракту на год. Лето может не оплачиваться. Через год вас могут уволить. Это ж как надо стараться угодить детям, родителям и директору, чтобы контракт продлили!? Вот на таких условиях, сколько наших учителей согласны работать? У них конкурс в педвузы 10 человек на место.

6. Теперь о результатах. Они действительно, впечатляют. Школьники занимают в последние годы высокие места на всемирных олимпиадах. Вместе с Южной Кореей, Китаем, Сингапуром, Гонконгом. Где, кстати, нет такого либерализма в учебе, а наоборот, диктат.

Так что модели удачных систем образования могут быть противоположными. Всё же теперь в мире рулит Юго-Восточная Азия.

7. Оплата за школу, в принципе, бывает, но по желанию родителей: 200-300 евро в месяц. Частных школ 85, это 3% от общей численности. Так что для удачной системы образования не обязателен перевод всех школ на частные. Просто нужны иные стимулы.

8. Родителей в школьный процесс не сильно вовлекают. Считается, что у них и так много своих забот.

9. Цель школы – не оценки и не стремление быть отличником. Там на первом месте здоровая среда проживания и равенство. Возможность предоставить хорошее образование всем: и сильным, и слабым, и больным, и иностранцам.

Все эти категории детей могут учиться в одном и том же классе. Одни за партой, другие в коляске, третьи без знания языка, четвертые с дислексией или дисграфией. Учителя к этому толерантны и умудряются всех увлечь и научить.

И дети очень дружелюбны, помогают отстающим или не очень здоровым.

10. Начальная и средняя школа объединены с 7 до 13 лет. Именно с 7. Они считают, что отдавать в 6 лет еще рано, ребенок еще не наигрался в игрушки, а вот в 7 он уже хочет «работать». Это возрастная психология.

11. Ученики проводят в классах меньше часов, чем в других странах. Принцип простой: лучше меньше, да лучше. Уроки насыщенные.

12. Нет принудительного тестирования. Учитель сам определяет, кто есть кто и что. И при неправильном своем экспертном заключении он рискует вылететь с работы навсегда.

Просто с ним не заключат контракт, без объяснения причин. А на самом деле, это и есть профессионализм. Ведь если в медицине доктор постоянно ставит больным неправильные диагнозы – ну, какой он доктор?

13. Я изучил модели школ 20 стран, где образование на высоком уровне. Участвовал в реформировании системы образования в Норвегии. Езжу аккредитовывать лучшие в мире школы. И скажу, что разные модели школ по-своему замечательны.

Главное каждому государству решить – зачем ему вообще нужна система образования? И каково её главное звено: учитель, ученик, школа, чиновник, будущая карьера ученика, экономия бюджета, поступление в вуз, борьба с коррупцией и т.д?

У нас пока главное – сдать ЗНО. Что само по себе неплохо, но эта цель не направлена на рост благосостояния страны и на пресечение оттока школьников за границу.

14. Например, в Финляндии приоритет – эрудированные учителя, либеральная расслабленная атмосфера и подготовка к PISA.

15. В Украине приоритет имеют двое: чиновник и оценка. А вовсе не ученик, как многие утверждают на симпозиумах и в диссертациях. Вот попробуйте захотеть встретиться с директором школы и позвонить ему. Вам ответят, что его вызвали на нараду. И на следующий день он на нараде, и на следующий опять на нараде.... Одни нарады.

Там он получает бесконечные инструкции, формы для заполнения и сдаёт отчеты. И пусть попробует что-то сдать не вовремя! Чиновник его накажет. Он – главный начальник.

А оценки! Они превращены в жуткий объект поклонения и добычи. Журналы строгой отчетности! Экзамены чуть ли не под дулом пистолета! ЗНО чуть ли не со смертельным приговором, если не сдал!.. Это и есть диктатура оценки.

Однако, ни чиновники, ни школьные оценки в будущей жизни людей никакой роли не играют. Значит, эти приоритеты на самом деле у нас мифические. И должны быть заменены на другие. На те, которые присущи передовым странам, которые делают жизнь людей и общества более человечной и успешной.

16. Для этого надо иметь ответы на 7 базовых вопросов: Зачем учиться? Чему учить? Кем учить? Как учить? Где учить? Сколько это стоит? И на какой результат в конце рассчитывать?

Это бы и было нашей реформой образования.

17. Надо ещё задуматься над таким парадоксом. Вот все хвалят финскую систему образования. И по главным параметрам она передовая (это подтверждает рейтинг PISA), да ещё там всё бесплатно.

Хотя, даже и они на своих иллюстрациях, как вы видите, изображают ученика с портфелем за спиной, а не с планшетом или компьютером.

Но почему же все посылают своих детей в дорогущие британские школы, считая их образцом и идеалом, хотя они вроде бы звезд с неба не хватают на этих олимпиадах?

18. Думаю, что ответ прост. Потому что мы живем в мире подмены понятий. И не понимаем, для чего вообще существует образование, и какими должны быть его результаты. Давайте посмотрим, что является готовой конечной продукцией школы.

Американцы нацеливают своё образование на лидерство в мире во всём! И они лидеры в мире.

Англичанам надо, чтобы к ним приезжали со всего мира в их красно-кирпичные колледжи и оставляли в их бюджете 50 млрд фунтов. Приезжают и оставляют.

Финны настраивают школу на доброжелательную ауру. И они лучшие исполнители.

Китайцы нацеливают школу на знания и опережение всех в мире. И школьники вырастают в трудолюбивых и аскетичных пчелок.

Мы нацеливаем школу на чиновников и оценки. И получаем чванливое государство и дутые цифры наших достижений.

19. Ну, и напоследок. Многим, конечно, хочется, чтобы у нас было как там. Но, увы, перенести их схему в другую страну нельзя, как и культуру. Это складывается веками и традициями. У финнов на это ушло 100 лет, с того времени, как они откололись от совка.

20. Мы тоже встаём на этот путь, и можем пройти его гораздо быстрее.

Владимир Спиваковский