22 апреля 2011 г., ушел из жизни знаменитый актер и режиссер, народный артист РСФСР Михаил Козаков. В его фильмографии – более 150 работ, самыми известными из которых стали «Человек-амфибия», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Соломенная шляпка» и др. Несколько раз ему довелось сыграть одного и того же персонажа в разных фильмах – из-за портретного сходства его часто приглашали на роль Феликса Дзержинского. И это сыграло в его судьбе немаловажную роль.
Своего сына родители назвали в честь писателя Михаила Зощенко. Отец будущего актера был писателем, мать работала на телевидении в редакции литературной драмы и в литературном фонде Союза писателей. Михаил появился на свет в 1934 г. в Ленинграде. Его семья жила в писательском доме на канале Грибоедова, и у них в гостях часто бывали Анна Ахматова, Корней Чуковский и Михаил Зощенко. «Мои родители мне очень много дали. Сами, может быть, того не понимая… Я и по сей день питаюсь тем «волшебным отваром», что получил в детстве. Родители вели со мной разговоры и споры об искусстве. Не только о том, хорошо ли что-то сыграно, написано, а – про что, зачем это. Меня воспитывали книгами. Отец мог сказать: «Рановато тебе это читать. Подожди, потом больше поймешь». Но не вырывал книгу из рук...», – рассказывал Михаил Козаков.
В сталинские времена семья оказалась в бедственном положении: пьесу отца будущего актера, Михаила Эммануиловича Козакова, о сомневающемся интеллигенте «Когда я один» прочитал Сталин и поставил на ней свой автограф: «Пьеса вредная, пацифистская». Писатель попал в немилость, и в жизни семьи началась черная полоса. Мать Михаила арестовали после самоубийства ее второго мужа Наума Рензина, необоснованно обвинив ее в шпионаже на иностранные разведки. Около 3-х лет она провела в тюрьме. В 1948 г. ее снова арестовали по обвинению в финансовых нарушениях. На этот раз она провела в заключении 1,5 года. Черная полоса закончилась только после смерти Сталина в 1953 г.
В юности Михаил Козаков занимался спортом: фехтованием, легкой атлетикой, баскетболом и теннисом. Но, как он сам признавался, для спорта у него «не хватало азарта». И после окончания школы он решил попробовать свои силы в актерской профессии. Козаков поступил в Школу-студию МХАТ, выдержав конкурс в 75 человек на место. Уже на 3-м курсе он дебютировал в кино, снявшись в фильме «Убийство на улице Данте». Первая же роль принесла ему признание и популярность.
После окончания Школы-студии МХАТ Козакова приняли в труппу Театра им. В. Маяковского, и в первый же год доверили ему роль Гамлета. Актер рассказывал: «После театра Маяковского я не раз играл в «Гамлете». В 1986 году в «Ленкоме» был Полонием. А в конце 1990-х годов режиссер Петер Штайн пригласил меня на роль Тени отца. Получается, что в этой пьесе мне остается сыграть лишь череп бедного Йорика».
Всесоюзная слава пришла к Михаилу Козакову в начале 1960-х гг., когда он сыграл отрицательного героя Зуриту в фильме «Человек-амфибия». При этом у него был талант наделять даже отрицательных персонажей особой притягательностью. Его герой нисколько не терялся на фоне главного героя – красавца Ихтиандра – напротив, многие женщины после выхода фильма были влюблены именно в его персонажа-злодея.
1970-е гг. стали самыми плодотворными в творческой биографии Михаила Козакова: он снялся в фильмах «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка» и «Здравствуйте, я ваша тетя!» В это же время он решил попробовать свои силы в режиссуре: его дебютными работами в этом качестве стали телеспектакль «Ночь ошибок» и трагикомедия «Безымянная звезда». В 1974 г. в Театре на Малой Бронной Козаков поставил спектакль по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Постановка пользовалась большой популярностью у зрителей, и режиссер решил заняться ее экранизацией.
С первых же шагов режиссер столкнулся с трудностями: сценарий фильма показался руководству легкомысленным и вместе с тем идеологически опасным – с несвоевременной ностальгией по хрущевской оттепели. Как это ни парадоксально, но для того, чтобы на экраны вышел «неблагонадежные» «Покровские ворота», Козакову пришлось сыграть председателя ВЧК в фильме «Государственная граница». До этого он уже дважды играл в кино Феликса Дзержинского, а теперь несколько раз отказывался от этой роли, на которую его утверждали без проб. И тогда ему поставили условие: прежде чем снимать легковесную комедию, нужно сыграть серьезную роль!
При этом даже Дзержинского в исполнении Козакова высоко оценивали критики и зрители. Так, Сергей Урсуляк говорил: «Надо сказать, сыграл очень хорошо, в чем-то даже новаторски... А если учесть еще взгляд этого Дзержинского – холодный и жесткий, то становилось ясно, что Михал Михалыч знает о Дзержинском нечто большее, чем написано в сценарии». За эту роль актер получил Государственную премию и две премии КГБ.
«Покровские ворота» пользовались невероятной популярностью у зрителей, а у чиновников вызвали гнев. Так, руководитель Гостелерадио Сергей Лапин называл этот фильм «пошлым и безобразным», «клеветой на фронтовиков» (из-за того, что Савва Игнатьевич изъяснялся на немецком языке). Тогда Козаков был очень подавлен.
Он снял еще несколько фильмов, но вскоре в кинематографе грянул кризис, и в 1991 г. режиссер принял решение уехать в Израиль. Свой выбор он объяснял так: «Я не работал, мой фильм «Тень», снятый по пьесе Шварца, показали только после того, как один человек дал на это полмиллиона. Я понял, что профессия телевизионного режиссера, которую я так долго осваивал, в моей стране больше не нужна. Телетеатр умер. И что мне было делать? Шоу вести? Но я не умею брать интервью. Денег не было. А у меня маленький ребенок и жена Аня без работы, ее родители – пенсионеры, и я сам непонятно что. Вот я и уехал... Израиль мне понравился, я обрел новый жизненный опыт. Сам себе в Израиле не понравился. Там я узнал, что такое настоящее одиночество. И навсегда убил в себе совковое желание пожить за границей. Для того, чтобы преодолеть искушение, нужно ему поддаться. Бог мудрее нас – мне надо было через это пройти».
Козакову тяжело давался иврит, в Израиле он чувствовал себя некомфортно, и после 4,5 лет, проведенных за границей, режиссер решил вернуться на родину. В 1996 г. в Москве он открыл свой театр «Русская антреприза Михаила Козакова», однако из-за финансовых сложностей это начинание нельзя было назвать успешным. В это время он почти не снимался в кино и выпустил только 2 телеспектакля. В 2010 г. у Михаила Козакова диагностировали рак легких. Режиссера прооперировали в израильской клинике, но врачи оказались бессильны. 22 апреля 2011 г. он скончался.