Однако дискуссия - это еще не решение вопроса. Даже если представить себе, что миротворческий контингент станет темой для обсуждения, этот еще не означает, что он станет реальностью. А если он станет реальностью, это еще не означает, что он станет решением проблемы.
С возможностью введения на Донбасс миротворческой миссии, на первый взгляд, согласны все. Но вот только стороны конфликта воспринимают само понятие миротворческой миссии совершенно по-разному. Не случайно еще до публичного обнародования доклада фонда Расмуссена - а в нем как раз и идёт речь о формате миротворческой миссии - в российском МИД поспешили заявить, что предложения авторов доклада противоречат Минским соглашениям.
Однако вряд ли все положения этого документа устроят Украину. Например, его авторы предполагают, что миротворческий контингент на Донбассе не может включать в себя военнослужащих стран - членов НАТО.
Однако одновременно предполагается участие в континенте миротворцев из стран - членов ОДКБ и Евразийского Экономического Союза, Казахстана и Беларуси. Остаётся совершенно неясным, как ближайшие союзники Москвы могут обеспечить процесс восстановления территориальной целостности Украины.
Более того, под маской белорусского контингента на Донбассе вполне может быть сохранен оккупационный, российский.
Непонимание этой непростой истины авторами доклада ставит под сомнение их компетентность как таковую.
Нужно понимать и еще одну важную вещь. Само введение контингента на Донбасс и создание в оккупированном регионе международной администрации будет означать, что собственно украинский контроль над территорией - контроль, который позволит оградить жителей Донбасса от российской пропаганды, выявить агентов спецслужб врага, провести люстрацию и привлечь к ответственности коллаборационистов - будет восстановлен только после выполнения Минских соглашений. То есть после установления для региона статуса, который сохранит возможность пропагандистской обработки жителей российскими СМИ и даст возможность закрепиться во власти российским агентам.
Если же Украина не согласится с таким насилием над собственным суверенитетом, международная администрация закрепится на Донбассе на десятилетия.
Только вот Россия избавится от санкций. И это окажется главным результатом миссии миротворцев.
Миротворческие контингенты ООН, как правило, появляются для разрешения внутренних конфликтов или на спорных территориях. Но сама идея о том, что миротворцы должны сменить оккупанта, а стране-жертве ставят дополнительные условия для возвращения ее контроля над оккупированной территорией - насмешка над международным правом.
Однако неудача миротворческой миссии будет связана отнюдь не с тем, что в Киеве не хотят соглашаться с такой насмешкой. Миротворцев не будет просто потому, что их появления не допустит Россия.
Для России замена своих войск на Донбассе даже белорусами и казахами - это демонстрация слабости. А залог власти Путина - демонстрация силы. Путин с Донбасса так просто не уйдёт.