Вторжение Турции в северную Сирию – а также критика и угрозы введения санкций, которые посыпались в адрес Анкары – может стать началом серьезного кризиса в крупнейшем в мире военном альянсе.
Но, несмотря на высокое военно-политическое напряжение, Турцию вряд ли исключат из военного союза, в который входит 29 стран. В конце концов, НАТО переживал и более напряженные времена.
Со времен кризиса в Суэцком канале в 1956 году и ухода Франции в 1967-м – что заставило альянс перенести свою штаб-квартиру в Брюссель, Бельгия – до глубокого раскола среди союзников из-за войны в Ираке в 2003-м, отношения между странами-членами НАТО то и дело подвергались проверке. Но ни одна страна не покинула альянс и, тем более, ни одну страну из него не выгнали.
Более того, Турция обладает высокой стратегической ценностью для НАТО. Большая, преимущественно мусульманская страна контролирует Босфорский пролив и является жизненно важным мостом между Европой, Ближним Востоком и Центральной Азией. Также Босфор – единственный водный путь в Черное море, где базируется ВМС России.
У Турции вторая, после США, армия в НАТО, и ее пребывание в рядах альянса помогает сдерживать историческое напряжение между Турцией и Грецией.
Союзникам НАТО также нужна авиабаза Инджирлик, которая находится на юго-востоке страны и обеспечивает доступ на Ближний Восток. Страны-члены НАТО проводят отсюда воздушную разведку, а у США на базе находится ядерное оружие.
«Я считаю, что лучше держать Турцию в НАТО, чем вне его. Мне кажется, важно, чтобы они участвовали в совместных с нами дискуссиях. Так с ними проще работать, но мы не можем вести себя так, словно ничего не произошло», - сказала во вторник премьер-министр Норвегии Эрна Солберг.
Турция уже какое-то время испытывает терпение своих коллег по НАТО.
Ее наступление в Сирии затмило напряжение, возникшее из-за покупки Турцией российских ракет С-400, которые представляют угрозу безопасности НАТО и истребителям-невидимкам F-35. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в 2016 году устроил чистку офицерского состава после неудачной попытки переворота. Многие офицеры получили убежище в странах НАТО.
«На данный момент это самый большой военно-политический вызов, с которым столкнулся альянс, - сказал в среду Иан Лессер, вице-президент аналитического центра Фонд Германа Маршала. – Конечно, по важности он не сравнится со сдерживанием России в странах Балтии или в районе Черного моря. Но, с точки зрения политического кризиса внутри альянса и потенциального кризиса безопасности, это очень большая проблема».
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал Турцию проявить сдержанность и не провоцировать очередную гуманитарную катастрофу, тем более после того, как в Европу в последние годы уже прибыло более 1 млн сирийских беженцев.
В среду представители стран-членов НАТО обсудили турецкое вторжение. Согласно 4-ой статье Североатлантического договора, «договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению кого-либо из них, территориальная целостность, их политическая независимость или безопасность окажутся под угрозой».
Турция прибегала к этой процедуре в 2015 году после серии терактов на ее территории и в 2012 году после того, как над Сирией сбили ее истребитель. В 2014 году это делала и Польша, крайне озабоченная событиями в Украине.