Mokroye delo, или Разоблачение российских гангстеров и шпионов

Mokroye delo, или Разоблачение российских гангстеров и шпионов

Напомнив историю с "убийством" и воскрешением Аркадия Бабченко, The Daily Beast замечает: "Подробности создают картину неких крайне зловещих операций - того, что сотрудники российских спецслужб раньше называли mokroye delo, что означало "заказные убийства". Журналисты Анна Немцова и Кристофер Дикки пишут: "Есть также предположения, что заговорщики, возможно, воспользовались услугами организованных преступных группировок, что вовсе не кажется необычным в пересекающихся между собой подпольных мирах разведки и мафии. Но имеется также много вопросов, вызывающих сильную обеспокоенность действиями Бабченко и СБУ в ходе дела, которое, возможно, нанесло урон не столько потенциальным убийцам, сколько доверию к Бабченко, а также к журналистам в Украине и в России".

Авторы задаются вопросом: "Зачем вообще понадобился спектакль с участием Бабченко, чтобы арестовать единственного заговорщика, который действительно появился в суде? Судя по всему, улики против него уже были собраны. Остается ощущение, что операция с ловлей на живца была призвана, прежде всего, создать шум вокруг расследования, и это действительно удалось. Но если благодаря этому всплыла какая-то новая информация, то она не разглашается".

Авторы напоминают, что, по версии следствия, организатор покушения - Борис Герман. Они пишут: "Возможно, из-за своего происхождения Герман мог показаться подходящим выбором для организации заказных убийств. Его отец Лев Герман известен в Украине своими глубоко укорененными связями с знаменитым российским криминальным авторитетом, уроженцем Украины Семеном Могилевичем, у которого, как утверждается, много связей с высшими российскими официальными лицами".

"В пятницу в интервью The Daily Beast Джон Хербст, экс-посол США в Украине, а ныне директор Eurasia Center при Atlantic Council, подтвердил, что в его "понимании" Борис Герман, как и его отец, "связан с Могилевичем". А в нынешнем контексте это и впрямь весьма интересно. Могилевич - фигурант расследований ФБР по делам о крупных аферах и мошенничествах, датируемых еще как минимум 90-ми годами ХХ века (в те времена так уж вышло, что один из его ближайших "заместителей" жил в "Башне Трампа")", - говорится в статье.

Журналисты возвращаются к делу Бабченко: "Генпрокурор Украины Луценко говорит, что за предполагаемым планом убийства Бабченко стояли российские спецслужбы и что они поручили Герману все это организовать. Затем Герман нанял Алексея Цимбалюка, бывшего монаха, ветерана войны на Восточной Украине". Герман сказал, что дал поручение Цимбалюку именно потому, что знал: этот набожный воин не убьет безоружного.

Давний друг Цимбалюка Тимур Нишнианидзе, бывший грузинский дипломат, живший в Украине, сказал в телефонном интервью The Daily Beast: "Так называемый "киллер" - украинский националист, верный патриот Украины и мой друг, он мой приятель, очень добрый и веселый, он на хорошем счету в украинских спецслужбах и в армии". Он добавил: "При недавней частной встрече Цимбалюк сказал нам, что к нему пришли какие-то люди и предложили тысячи долларов за убийство российского журналиста Бабченко; Цимбалюк немедленно доложил в СБУ - таков был его нравственный долг".

Авторы гадают: если Цимбалюк сотрудничал с полицией, а улики против Германа уже имелись, зачем надо было инсценировать убийство Бабченко?

Тем временем обнародованная информация напугала тех, кто, возможно, включен в предполагаемый кремлевский "список на уничтожение", отмечают авторы.

Луценко сказал, что в списке 47 имен (а не 30, как упоминалось на пресс-конференции на прошлой неделе).

Неназванный "источник, проинформированный спецслужбами, сообщил The Daily Beast, что предполагаемые убийцы собирались выбрать одну или двух жертв из этого перечня почти четырех дюжин человек. Идея была в том, чтобы нанести удар по человеку, чья смерть вызовет максимально крупный скандал, но сам он не будет подозревать об опасности и сделается легкой добычей. Украинские следователи говорят, что у них есть переписка предполагаемых организаторов заказного убийства, где обсуждается цена за голову некого украинского политика", пишут авторы.

Некоторые журналисты в Украине "опасаются, что так называемая "История 47" призвана усилить давление на журналистские круги, которые и так находятся в трудном положении. Извещая о подобном списке, СБУ, по сути, говорит им, что сотрудничество со спецслужбой - путь к безопасности", отмечает издание.

Авторы рассуждают: "Если бы СБУ пользовалась среди журналистов большим уважением, сотрудничество с ней выглядело бы, наверное, более приемлемым, но, в добавление к новому "фактору 47", сосредоточенному на российской угрозе, украинские журналисты отмечают, что пока не видят, чтобы надлежащим образом расследовалось реальное убийство их друга - Павла Шеремета, репортера "Украинской правды".

Авторы также отмечают: "История политических убийств в Украине такова, что все угрозы следует воспринимать серьезно. Как отметил посол Хербст, в конечном итоге "важно, что в Украине произошел ряд убийств российских оппозиционеров и эффективных украинских бойцов в Донбассе".

Издание заключает: "Если операция с ловлей на живца, устроенная вокруг Бабченко, привлекла внимание к этому факту и помогла предотвратить другие подобные убийства, то, какой бы хаотичной ни оказалась эта уловка, ее нужно записать в список плюсов".