После того как Госдепартамент США одобрил продажу Украине 16 катеров Mark VI, можно с уверенностью говорить о том, что Украина продолжает своё движение в условную Южную Корею на восточном фланге НАТО в Европе. Корею, которая не в Альянсе, но ей поставляются боевые корабли, комплексы «Патриот» и системы THAAD. Движение, начатое при Порошенко с поставкой летальных вооружений для сдерживания агрессии РФ на востоке, не замедлилось при новой администрации.
И хотя в Украине элементы противоракетной обороны или западные зенитно-ракетные комплексы упоминаются пока только в визии развития, у нас здесь самый большой опцион летального вооружения, разрешённый к продаже, как в деньгах, так и по потребностям за всю историю независимости Украины. 600 млн долларов и суда в полном фарше, включая запасные орудия, приборы ночного видения, РЛС, запчасти и обучение экипажей.
«Mark VI» — 25-метровый многоцелевой алюминиевый катер, способный работать в прибрежной полосе, устьях рек и на мелководье, но с запасом хода и мореходностью достаточной, чтобы перекрыть весь Черноморский и Азовский регион. 600 миль без дозаправки, 35 узлов скорости. Вооружение — 4 крепления под 25-30 мм орудия с тепловизорами, способные обстреливать 4 разные цели с удалённым управлением из кабины, точки под пулемёты и 40-мм гранатомёты.
Производитель — компания «SAFE Boats International», Бремертон, Вашингтон, девиз которой «Бог, страна и скоростные лодки». Она же передавала нам суда под спецназ ГПСУ «Дозор» — не знаем насчёт Бога, но маневренные «Mark VI» лишними для Украины явно не будут.
4 «Mark VI» будут поставлены за деньги налогоплательщиков США, 10 оплачены украинской стороной, по 2 идут переговоры — возможна как дозакупка, так и передача по линии оборонного сотрудничества.
И да, мы не можем построить такие же в Николаеве или на «Кузне на Рыбальском», как пишут поехавшие — алюминиевые корпуса не изготовлялись в континентальной Украине, а производства в Крыму потеряны. Часть опциона на французские катера для Морской охраны будут локализованы на мощностях «Нибулона» — одной из самых успешных частных компаний в сфере судостроения. 5 катеров за несколько лет — с обучением экипажей и достижением оперативной готовности.
Городить производство и вкладываться в станочный парк ещё и для военных, чтобы получить на выходе два десятка катеров, которые будут годами доводить до кондиции и избавлять от детских болезней, как «Кентавры» — экономически не выйдет на окупаемость никогда, не те объемы к инвестициям. Двигатели мы не производим, электронику и вооружение тоже, ставить советские орудия без стабилизации с хранения и пилить корпуса — деятельность в плане экономики странная, может так выйти, что после десяти лет мучений затея так и останется в минусе. А хороший сварщик или токарь не будет ждать, пока МО освоит государственные гарантии, и делать по два катера в год, как обычно делаем мы, — он станет на педаль в Польшу и Германию.
Катера вооружены не только 30-мм орудиями, но в США активно идут испытания AGM-176 «Griffin» С — лёгкой высокоточной ракеты дальностью от 7 до 12 миль в разных модификациях. Не заметно повода, чтобы нам продавали сотнями ракеты к «Дротикам», но не отгрузили эти изделия после завершения испытаний. Но даже если это случится не скоро, то истории про ракетные катера и корветы, остро необходимые для Украины, это чистая психология. Ибо дальнобойную ПКР можно доставить с самолёта, с вертолёта, с наземного комплекса. Банально купить у норвежцев, как сделали поляки, или дать запрос США, как сделали индийцы. Какие задачи у ВМСУ за сотни миль от побережья, которые потребуют ударных кораблей? Сопровождение сухогрузов с пшеницей и рудой в открытом море? Утопим ЧФ РФ в «битве за муку» при Дарданеллах — даже стыдно такое писать, но приходится, раз уж под каждой новостью о поставках катеров скачут поехавшие с корветами.
Вообще, это прямо есть в визии развития ВМСУ на 10 лет — «Достаточное количество хорошо вооружённых, маневренных катеров и кораблей будет обеспечено за счёт строительства корабельно-катерного состава и закупки таких образцов у наших партнёров». Этап один — контроль за территориальными водами страны в полосе до 40 миль. Сеть РЛС, которые будут контролировать надводную и воздушную обстановку, подавая информацию в оперативный центр в Очакове или в Одессу. Войска береговой обороны, артиллерия и авиация. И в связке с ними катера «река-море», противодиверсионные катера, суда, способные высадить досмотровую группу на палубу или отработать по рубке корабля условного противника.
Можно, конечно, построить или купить за полмиллиарда мёртвых президентов 2-3 корвета. Но что вы будете с ними делать на сотнях километрах побережья? Особенно памятуя, что в Крыму есть ПКР — бригада «Бал», не как у нас когда-то, через года три будет сдана, а уже на боевом дежурстве. И носители высокоточного оружия на флоте — и подводные лодки, и «Каракурты», и сторожевые корабли. И все возможные базы ВМСУ от Одессы до Бердянска — в радиусе действия авиации, а у нас нет шхер и россыпи островов, где можно прятаться, нет комплексов ПРО. Сделать ставку в этих условиях на 3-4 крупных корабля с ударным вооружением — это диагноз.
Притом что на Азовском море они нам не нужны, не могут там оперировать из-за глубин, не могут быть доставлены туда по суше. Тем более, и денег-то особо строить нет — катера поставляются по программе Пентагона, а за ту часть опциона, за которую платит Украина, рассчитываться будем частями. Так что если вы видите под новостью о продаже людей с историями про корветы проекта 28250 и рабочие места — это городские сумасшедшие, отбитые и оторванные от реалий ВМСУ более чем полностью.
Стратегия сети удалённых друг от друга баз — Практическая гавань Одессы, Николаев, Очаков, Бердянск и катерные стоянки в Приазовье — реализуется уже несколько лет. И когда военные США строят нам в Очакове мощности для ремонта, то они строят их для катеров. Потому что у стран с ВВП в 150 млрд долларов не бывает ракетных корветов и фрегатов. Потому что нам нужны небольшие трудно поражаемые высокоточным оружием и авиацией суда, способные принять снабжение с минимально оборудованного берега. Потому что Украине нужна многоцелевая платформа — сегодня высадка 8 человек группы из морского центра, завтра охота за диверсантами и боевыми пловцами, а послезавтра противостояние десанту.
Тем более, у «Mark VI» в кормовой части располагаются смотровые надувные лодки. С этой площадки идеально запускать БПЛА или беспилотные противоминные аппараты. В этом году наши моряки учились работать на таких судах Альянса. Целеуказание авиации и береговой обороне, минная война, в том числе и постановка мин (достаточно подлая опасная вещь, способная вывести из строя гораздо более крупный корабль), патрулирование, десантные операции — буратины, как вы собираетесь делать это одновременно несколькими крупными единицами?
Катера, разведывательное судно, морская авиация, ПКР «Нептун», пару тральщиков — дай Бог, чтобы в ближайшие 10 лет мы справились с этим объёмом задач. Восстановим контроль в 40-мильной зоне, подумаем о 200-мильной. Здесь же пока справятся катера, пакеты «Ольхи», вертолёты с «Барьером-В» и в перспективе «Нептун», который недавно отработал по цели с боевой частью. Успешно отработал — будь это десантники противника, горели бы в тоннах мазута и боеприпасов вместо весёлых историй «Диан Михайловых» с рукой центра АСТ в заднице, почему Украина не может производить ПКР.
США реализует на территории бывшего СССР стратегию создания санитарного кордона против кремлёвского режима, поддерживая демократические правительства. Сотни ПТРК третьего поколения, поставленных Украине и Грузии, возможность быстро получить дополнительные единицы из стран Балтии, если возникнет такая необходимость, РЛС, боевые корабли, средства связи и оперативные центры под ключ. Возможность получить 16 современных катеров для нас бесценна, мы готовим инфраструктуру и визирование развития флота под эти закупки. Это очередной шаг в стратегии, которая была выбрана несколько лет назад и продолжает реализовываться. Очень своевременный шаг, глядя на телодвижения РФ на море.