Азиз Асбар был одним из ведущих сирийских ракетостроителей, которые занимались созданием арсенала высокоточных управляемых ракет. Именно такие ракеты можно запустить за сотни миль от израильских городов и поразить их с невероятной точностью.
Он имел доступ в высшие эшелоны сирийского и иранского правительств. У него даже была собственная команда охраны. Он возглавлял сверхсекретное подразделение по разработке оружия, которое называется «Сектор 4», и именно он усиленными темпами занимался строительством нового подземного комплекса оружейного завода, который должен заменить завод, уничтоженный Израилем в прошлом году.
В субботу, 4 августа, он погиб во время взрыва заминированной автомашины. По всей видимости, бомбу установили агенты Моссада, израильского агентства по шпионажу.
Это была по крайней мере четвертая за три года попытка израильских спецслужб устранить вражеского инженера по вооружению на территории другого государства. На данный момент известны некоторые подробности убийства, о которых сообщил некий представитель разведывательного агентства одной из ближневосточных стран. Он согласился общаться с прессой только на условиях полной анонимности.
Операция проводилась в субботу вечером (4 августа) в Масьяфе, где находится один из важнейших объектов по разработке оружия научно-исследовательской организации сирийской армии. Сирия и Хезболла, базирующаяся в Ливане исламская военизированная группировка, практически сразу обвинили во всем Израиль. Боевики Хезболлы сыграли важную роль в гражданской войне в Сирии, защищая интересы президента Башара аль-Асада.
На этот раз их обвинения не кажутся беспочвенными: Моссад выслеживал Асбара уже долгое время.
Израильтяне считали, что Асбар возглавляет секретное подразделение «Сектор 4» в Научно-исследовательском центре в Сирии. Как говорят, у него был свободный доступ в президентский дворец в Дамаске и он сотрудничал с генерал-майором Кассимом Сулеймани, командиром иранских «Сил Кудс», и другими иранцами. В Сирии он занимался производством высокоточных управляемых ракет, модифицируя тяжелые сирийские ракеты СМ600 «Тишрин».
Асбар также работал на заводе по производству твердого топлива для ракет, которые гораздо безопаснее в эксплуатации, чем ракеты на жидком топливе.
Чиновники в Сирии и Иране считают, что Израиль хотел нейтрализовать Асбара задолго до того, как в 2011 году начался нынешний военный конфликт, так как тот играл важную роль в ракетной программе Сирии.
По израильским законам, только премьер-министр имеет право одобрить проведение операции по уничтожению, которые в Моссаде эвфемистически называют «негативной обработкой». Пресс-секретари премьер-министра Беньямина Нетаньяху и министра обороны Авигдора Либермана пока никак не прокомментировали инцидент.
Тем не менее, в понедельник Либерман отверг предположения сирийских и ливанских СМИ о том, что Израиль стоит за взрывом, в котором также погиб водитель Асбара.
«На Ближнем Востоке каждый день происходят сотни взрывов, кто-то сводит счеты, - сказал он. – И каждый раз они пытаются спихнуть вину на нас. Так что мы это не воспринимаем всерьез».
В качестве одного из руководителей научно-исследовательского центра Сирии, Асбар уже давно занимался программой по производству химического оружия для режима Асада. В основном, он работал в Сафире, недалеко от Алеппо, и в городе Масьяф, к западу от Хамы, на юге Сирии. Он также занимался координацией действий Ирана и Хезболлы в Сирии.
В последнее время в качестве главы «Сектора 4» Асбар занимался переоборудованием сирийского арсенала устаревших ракет для того, чтобы они могли поражать цели на больших расстояниях и с большей точностью. Именно на борьбу с этой угрозой Израиль тратит огромное количество ресурсов и энергии.
Израиль предпринимает широкие меры против сил Ирана и Хезболлы, после того как они вошли в Сирию, чтобы помочь правительству Асада справиться с отрядами повстанцев.
В Иерусалиме обеспокоены вероятностью того, что после окончания гражданской войны эти формирования направят свою энергию против Израиля. Израильские чиновники также взволнованы тем, что Иран захочет обеспечить себе постоянное присутствие в Сирии, по сути, создав второй фронт вдоль северной границы Израиля.
Израильские ВВС неоднократно наносили удары по тем целям в Сирии, которые в Иерусалиме воспринимали как стратегическую угрозу. Среди них были склады с оружием для Ирана и Хезболлы; конвои, доставлявшие оружие из Ирана в Сирию; базы шиитских военных формирований из Ирака, Пакистана и Афганистана, а также базы Корпуса стражей исламской революции; и сирийские авиабазы, на которых размещались иранские самолеты.
Израильтяне также обнаружили, что заводы по производству оружия сооружаются на объектах Научно-исследовательского центра в интересах войск Асада, Хезболлы и иранского Корпуса стражей исламской революции в Сирии.
В сентябре прошлого года Израиль нанес удар и уничтожил большую часть завода по производству оружия в Масьяфе, которым руководил Асбар. Летом этого года иранцы начали восстанавливать завод, на этот раз разместив его под землей. Тем временем продукционные станки перевезли в другое место на хранение. Однако Израиль уничтожил и их во время ракетного удара 23 июля.
Сирийский научно-исследовательский центр уже давно попал в объектив западных разведывательных агентств, против него действуют финансовые санкции США и Франции. До начала гражданской войны центр управлял основными местами производства и хранения химического оружия, многие из которых с тех пор были уничтожены или заброшены. В Центре работали около 10,000 человек; они занимались разработкой и производством ракет, химического, биологического и ядерного оружия.
Израиль часто проводил атаки по объектам по производству оружия в Сирии. В 2007 году во время взрыва на технологической линии по производству боеголовок в Научно-исследовательском центре в Сафире погибло 15 сирийцев и несколько иранцев. В Сирии посчитали, что взрыв был делом рук израильских диверсантов.
Израиль не взял на себя ответственность. Он никогда так не поступает. Но Моссад уже давно уничтожает ученых, которые занимаются разработкой оружия и воспринимаются как угроза.
В конце 50-х группа немецких ученых и инженеров, до этого работавших в ракетной программе Гитлера, начала строить ракеты в Египте, что стало причиной паники в Израиле, повлекшей за собой уход из политики Давида Бен-Гуриона. Моссад несколько раз пытался убить ученых, но потом завербованные агенты внутри программы помогли застопорить проект.
В конце 70-х агенты Моссада зарезали египетского ученого и отравили двух иракцев, которые работали над ядерным проектом для Саддама Хусейна. Когда стало ясно, что проект отложили, но не отменили, Израиль уничтожил иракский ядерный реактор в 1981 году. А в 1990-м в Брюсселе два агента Моссада убили Геральда Булла, канадского инженера-ракетчика, который пообещал построить для Ирака суперпушку, которая смогла бы стрелять по Тель-Авиву.
В последние годы Иран становился наиболее частой мишенью для Моссада. С 2007 года было нейтрализовано 6 иранцев, большинство из них – ученые, занятые в ядерной и ракетной программах Ирана. Иранский генерал, занимавшийся ракетным проектом, также был взорван в своей штаб-квартире вместе со своей командой из 17 человек.
Израильские агенты также убили целый ряд сирийцев: в 2008 году – на пляже в Тартусе, Сирия, генерала, связанного с ядерной программой; в 2010 году в Дубае – высокопоставленного члена ХАМАС, ответственного за приобретение новейших ракет и оружия у Ирана; в 2013-м в Бейруте – главу отряда научных разработок Хезболлы; и двух ученых ХАМАС – одного в Тунисе в 2016-м, другого в Куала-Лумпур, Малайзия, в апреле этого года.
Не все попытки устранения были успешными: в январе член ХАМАС Мухаммад Хамдан получил серьезные ранения, но, тем не менее, выжил во время взрыва бомбы в Сидоне, Ливан, где находился цех ХАМАС по изготовлению компонентов для ракет и беспилотников.