Главная сложность штурма киевской квартиры с главарем группировки была в том, что в ней находился маленький 7-летний ребенок одного из террористов. При этом, по оперативной информации, вся квартира должна была быть буквально напичкана взрывчаткой, которой хватило бы на то, чтобы как минимум обрушить весь подъезд со всеми квартирами сверху и снизу.
"Группу вели давно. Но как только поступила подтвержденная информация о объемах взрывчатки, было решено, что медлить дальше нельзя. Был разработан план синхронной операции по задержанию всех причастных к диверсионной группе лиц", - рассказал информатор из силовых органов.
Сложности возникали на разных этапах. На каком-то из них пришлось отказаться от сценария, когда террористов задерживают на выходе из здания. Террористы могли иметь при себе взрывчатку и оружие. Было установлено круглосуточное наблюдение за целями. 9 декабря, когда наблюдение подтвердило наиболее подходящее время для штурма, было решено оцепить дома подозреваемых и провести синхронный захват в Киеве и других городах в вечернее время.
Погибший боец неоднократно воевал в зоне антитеррористической операции в Донбассе, имел множество наград за службу. Именно его жертва позволила спасти ребенка одного из террористов: приняв огонь на себя, бойцы смогли вывести заложника и продолжить операцию. В результате главарь группировки был ликвидирован.
Вместе с тем, убитый главарь ДРГ - 50-летний выходец из Донецка, известный под именами Олег Мужчиль и Сергей Амиров. Ранее некоторое время он был внедрен в ряды Правого сектора, но затем его выгнали из организации. в ПС говорят, что разорвали с ним какие-либо контакты еще летом. "Он был 100%-м ФСБшником", - утверждают в спецслужбах. Убитый неоднократно приезжал на территорию РФ, использовал три паспорта на разные фамилии.
Оперативники изъяли большое количество взрывчатки - гранаты, бомбы, самодельные взрывные устройства, тротил. Сейчас задержанные диверсанты дают показания следователям. У следствия есть все основания подозревать задержанных в связях с Главным разведывательным управлением Министерства обороны России.
Оперативники говорят, что избежать гибели бойца было возможно, если бы было больше времени на планирование захвата. Но поскольку ждать дальше было нельзя, пришлось проводить ее в сложившихся условиях. "В квартире был ребенок. Это внесло свои коррективы в поведение оперативников. Ребенок все время был рядом с террористами. Наша первая цель была в том, чтобы вывести из-под огня ребенка. Боец ценой собственной жизни выполнил задачу", - говорят в СБУ.
У погибшего офицера ЦСО СБУ Альфа Андрея Кузьменко осталась жена и двое несовершеннолетних детей. В ближайшее время из рук президента близкие офицера получат последнюю награду - посмертно.