Можно ли родителям спорить при ребенке?

Можно ли родителям спорить при ребенке?

Спорить в присутствии и в пределах слышимости детей можно, если родители подходят к разногласиям конструктивно. Исследователь Университета Аризоны Елена Копыстинская изучает то, как поведение родителей в конфликте друг с другом влияет на стиль воспитания. 

Исследование, опубликованное в «Журнале семейной психологии», фокусируется на конструктивных и деструктивных стилях улаживания конфликтов. При конструктивном урегулировании конфликтов чувствуются спокойствие и уважение, несмотря на разницу во мнениях; конфликт остается сосредоточенным на одной теме и продвигается к разрешению. При деструктивном конфликте возникает гнев и негодование, и спорщики зачастую переключаются с темы на тему и вспоминают прошлые обиды. 
Копыстинская и ее коллеги обнаружили, что когда один из родителей подходит к спору с партнером в деструктивной манере, дети такой пары более эмоционально уязвимы. 
«Дети очень хорошо разбираются в мелочах того, как родители взаимодействуют друг с другом, поэтому то, как родители выражают свои убеждения и справляются с проблемами в повседневной жизни, определяет уверенность детей в стабильности и безопасности их семьи, - говорит Копыстинская. - Если родители враждебно относятся друг к другу, даже трехлетним детям может казаться, что их семью ждет крах. Возможно, они не могут выразить неуверенность в устной форме, но способны это чувствовать».

Два стиля конфликтов

Исследование Копыстинской основывается на данных, собранных для проекта Building Strong Families Project, который ориентирован на семьи с низкими доходами, находящиеся в зоне высокого риска конфликта, учитывая множество факторов, связанных с финансовыми трудностями. Родители, принимавшие участие в исследовании, в основном, не состояли в браке и лишь недавно зачали своего первенца в начале сбора данных, который проходил поэтапно.

Копыстинская уделяла особое внимание третьей фазе, когда детям исполнилось три года. Матери и отцы рассказывали о восприятии своего поведения в управлении конфликтами и о том, как реагируют их дети, когда они становятся свидетелями ссоры между родителями.

Прежде подобные исследования основывались только на данных матерей, но участие отцов помогает получить более полное представление.

Копыстинская и ее соавторы выделили четыре разных профиля опрошенных пар:

1. Пары, в которых оба партнера решали конфликт конструктивно;
2. Пары, в которых оба партнера решали конфликт деструктивно;
3. Пары, в которых мать была более конструктивной, а отец - деструктивным;
4. Пары, в которых отец был более конструктивным, а мать - деструктивной.

Ученые обнаружили, что отношение отцов к конфликтам с матерями, похоже, не влияло на их стиль воспитания. Другими словами, отцы взаимодействовали со своими детьми аналогично во всех профилях. Тем не менее, матери, чьи мужья реагировали на конфликт конструктивно, а матери – деструктивно, относились к детям с большей суровостью.

Что касается влияния скандалов на эмоциональную незащищенность детей, исследователи обнаружили, что когда один из родителей вел себя деструктивно, а другой конструктивно, эмоциональная уязвимость детей была выше, чем в ситуациях, где оба родителя придерживались конструктивного подхода.

В целом, говорит Копыстинская, важно, чтобы родители были в курсе, как они взаимодействуют друг с другом, и помнили, что конфликта не обязательно следует избегать, - нужно лишь вести себя так, чтобы ребенок не чувствовал свой незащищенности.