МВФ МАНИТ, НО НЕ ДАЕТ

МВФ МАНИТ, НО НЕ ДАЕТ

Связка досок и два металлических обруча так и останутся доской и обручем, если не найдется бондарь, который соберет из них бочку. Похоже, в МВФ, наконец, поняли, что команда Зеленского – это доски и обручи, которые никогда не станут бочкой. И доски разного размера, много гнилых, и обручи с коррозией. Но главное не это, а то, что бондарей нет и не предвидится. Не могут и не хотят.

В истории с изменением формата возможного кредитования МВФ с долгосрочного на краткосрочное нельзя не согласиться с представителем Украины в МВФ Владиславом Рашкованом в том, что никакой зрады нет. Что получить деньги по программе Snand by легче, чем по EFF. И что если новые переговоры по новой программе будут успешными, то в ближайшие полтора года Украина получит ту же примерно сумму. Так что потери, скорее, не финансовые, а репутационные.

Решение МВФ – официальное признание того, что власть не может, не хочет и не будет проводить реформы, а согласна только имитировать. Потому что длинные деньги EFF – это на структурные реформы, Snand by – тушение конкретного пожара. И под них тоже будут условия, которые пока публично не озвучены. Но, как говорят, речь идет о разрешении продажи земли иностранцам.

Ермак, если говорить на понятном Зеленскому языке, пытался объехать Запад на кривой козе. Профанация земельной реформы, с которой, еще раз напомним, Зеленский шел на выборы. Пустой закон – по 100 га физлицам-резидентам, запрет на продажу главного лота – госземель. Отмена второго этапа медреформы. Которая, отметим, была непубличным условием кредитования МВФ. Суды работают в ручном режиме. И в этих судах дела по Приватбанку выигрывают Суркисы и Коломойский, показывающие, что с такой же легкостью они оспорят в суде «антиколомойский» закон.

И, наконец, снос глав Налоговой и Таможни, понятных демократическому обкому, с заменой путем фейковых «упрощенных процедур» на понятных Офису президента. И рассчитаться за весь этот банкет Ермак хочет подержанным Саакашвили. Которого даже не смогли провести через парламент в исполнительную власть. В МВФ ведь не идиоты, они не могли этого не видеть, и не могли рано или поздно на это не отреагировать. И отреагировали очень даже гуманно.

Очень интересны реакции сторон на решение МВФ. Соросята полны праведного гнева и злорадства, которое, правда, почти сразу настойчиво рекомендовали направить в конструктивное русло.

Этот сеанс управления гневом эффектно продемонстрировал Сергей Фурса. Который сначала выступил с криком души: «Украина доигралась» и «будет короткая программа» с «очевидно с меньшим объёмом, потому что не доверяют и уж точно не видят структурных реформ». Но затем Сергей взял себя в руки и написал наполненный неторопливой мудростью пост о том, что «финансирование на этот год, скорее всего, не изменится» и «вся великолепная тройка (МВФ, Мировой Банк и ЕС) окажут помощь Украине в случае выполнения взятых на себя Украиной обязательств».

Праведный гнев соросят от слития продвигаемых ими реформ понятен. И реформы тоже в общем правильные. Как правильным было строительство Санкт-Петербурга на болотах. Вопрос только в цене. В количестве людей, жизненный уклад которых изменится – часто не в лучшую сторону. Как в медреформе, например – уволить 50 тыс медиков, отправить в самостоятельное плавание больницы, половина из которых закроется. Выживут сильнейшие. Потом, наверное, станет лучше. Даже наверняка. Но пока будет хуже. А еще вопрос – собственно, в реформаторах. То, как происходит эта реализация реформ соросятами, все видели на примере Кабмина Гончарука. Неубедительно, жалко и смешно. А главное – малорезультативно. Так что плохо это или хорошо – Зеленский не Петр Первый, и его единственный актив – это рейтинг, который неизбежно упадет, если начать строить вот эту «открытую (для транснациональных корпораций) Украину», на которой настаивает Сорос.

У Ермака – другая история. Он пытается реставрировать управленческую модель Кучмы, но только на куда более слабом исполнительском уровне, выстраивая систему сдержек и противовесов между олигархами, мэрами, раздавая им куски пирога и расставляя людей на потоки. Ермак вынужден вести двойную игру. Публично играть за МВФ, непублично – МВФ Ермаку не нужен. И не зря офисные каналы начали утюжить проклятый МВФ и брать Зеленского на слабо – мол, западные партнеры кинули пацана, он должен послать их, как в сериале. Ермаку нужны свои люди на Таможне, Налоговой и госпредприятиях, а не глаза и руки западных партнеров.

Ермак не может не понимать, что стул под Зеленским шатается. В лучшем для себя случае Зеленский будет играть сугубо номинальную роль на подтанцовке у групп влияния – как поздний Ющенко. Рейтинг Зе и его партии падает. Проведение как минимум парламентских, а в пределе президентских выборов осенью – очень вероятно. На фоне ослабления и несостоятельности власти в этом будут заинтересованы главные группы влияния. В новой конфигурации власти места Ермаку не будет. И поэтому ему нужно успеть заработать, как говорил когда-то живой классик Яценюк, миллиард. Сделать это гораздо проще без надзора МВФ. И здесь даже недопуск ТНК на рынок земли – это уже чемоданы денег от украинских аграрных баронов, не имеющих ресурса для скупки и проигрывающих потенциальную конкуренцию иностранцам.

Интересна очень сдержанная реакция на решение МВФ группы Коломойского. Основной тезис реагирования – зачем нам тогда принимать «антиколомойский» закон? Кстати, так же спокойно «бенята» реагировали на изменения регламента по ускоренной процедуре голосования. Игорь Валерьевич, похоже, очень уверен, что у него все будет хорошо. Это тонущий Коломойский утащит Зеленского на дно, а вот на тонущем Зеленском Игорь Валерьевич сможет еще долгое время плыть до следующих выборов.

Спикеры из орбиты Авакова в ответ на решение МВФ продолжают говорить о том, что это даже хорошо, что все так плохо. Потому что власть слаба и не способна ни на что, кроме имитаций. Поэтому чем быстрее она потонет – тем лучше, тем быстрее придет эффективный Правитель. И уже даже начинается разгон тезиса о перевыборах Рады осенью как результата консенсуса олигархов (и Авакова) с описанием механизма их проведения: 150 депутатов сложат свои 150 мандатов, после чего Рада по закону должна быть распущена, и назначены новые выборы.

Вероятность частичной или полной смены власти в Украине – еще одна причина решения МВФ о смене формата кредитования. И в данной ситуации сценарий реалистичный и не самый худший – как для страны, так и для власти.

Страсти