"МВФ против империи Кирилла Шевченка, часть вторая. Битва при Набсоветах" - Антон Швец

"МВФ против империи Кирилла Шевченка, часть вторая.  Битва при Набсоветах" - Антон Швец

Как знают внимательные зрители фильма “Брудний Кеш 2” Укргазбанк не совсем государственный банк. Государство владеет в нем 94,94%. Казалось бы почти 100% и никакие миноритарии крякнуть права не имеют, но проблема в наших банках государственных не в миноритариях, а в менеджменте. И потому когда укргазовским коррупционерам нужно, то банк представляют как государственный и давайте деньги на бочку, в смысле в капитал банка. А когда не нужно - Укргазбанк демонстративно плюет на принципы корпоративного управления в госсекторе, ведь банк государственным не считается. Очень удобно и серьезно расширяет коррупционные возможности.

Именно это маневрирование позволило Кириллу Шевченко превратить Укргаз в коррупционную клоаку, в один из самых больших в стране генераторов черного кеша. А уже этот генератор превратил Кирилла Шевченко в главу Национального Банка. А его зама Евгения Мецгера превратил в главу государственного Укрэксима, другого его зама Андрея Кравца превратил в главу того самого Укргаза. И чуть не превратил еще одного его зама Геннадия Хелемского в главу Ощадбанка, но Геннадий немного переборщил с запугиванием членов Набсовета Ощада и пролетел мимо конкурса.

Принцип как всегда прост. Приватизация прибылей и национализации убытков.

Как это было сделано? При помощи порешанного Набсовета. Укргаз сказал, что они не государственный банк, потому выбирать членов Набсовета на конкурсе никто будет. Потому что идите в лесом, вот почему.

И набрали как-то так. Фактически Набсовет Укргаза является балансом между технократами, коррупционной квотой Кирилла Евгеньевича и коррупционной квотой Кабмина\Офиса Президента. А не набором технократов. Вот так и выходит, что уволить Шевченко может только Набсовет, но Шевченко этот Набсовет сам и собирает. И потому Набсовет Украгаза или переназначает Шевченко, или назначает его ставленников.

По факту Набсовет не обращал внимание в Укргазе ни на что. 200 миллионов заплатили кому-то там вознаграждений? Ой да плевать, Набсовет Укргаза занят чем-то еще и предпочитает в такие вещи не смотреть и не заглядывать. Шо даже расследование сделали и нашли ФОПов этих? И показали? Да все равно пофиг.

Напоминаю что глава Набсовета Укргаза в этом самом Набсовете сидит 6 лет с 2015 года. Так что был свидетелем всего происходящего, но почему-то вопросов не задавал. И теперь не задает. Дело НАБУ уже в САП передало, там топы все под статьей ходят, но чет у Набсовета Украгаза и его главы Теймура Багирова вопросов к своим менеджерам нет. Хер знает почему. А ведь Багиров независимый представитель вроде как, нельзя сказать, что его даже Офис Президента всунул. Его сам банк, в смысле Кирилл Евгеньевич нашел.

Это при том что на логотипе Укргаза на их официальном сайте написано прям - “УКРГАЗБАНК - НАЛЕЖИТЬ ДЕРЖАВІ”. Но это клиентам так трусят, а когда надо держава идет лесом, а реальные собственник Укргазбанка Кирилл Евгеньевич Шевченко делает, что хочет. И собирает там себе в Набсовете нужный пасьянс.

Долгое время МВФ не ставил вопрос корпоративного управления в Укргазбанке в приоритеты, хватало и других банков. Теперь Кирилл Евгеньевич вырос и стал проблемой, а его раковые метастазы разрушают уже не только НБУ, но и другие госбанки и все за счет коррупционных схем в самом Укргазе.

Потому в недавнем меморандуме Укргаз и его порешанный Набсовет удостоился отдельного упоминания. Это пункт 23 приложения 1, которое и есть собственно сам меморандум.

The term of Ukrgasbank’s supervisory board members expires in April 2022, and we are committed to select new members through a competitive and transparent process.

Фраза совсем короткая, но в ней написано, что Украина взяла на себя обязательство выкинуть на мороз действующий Набсовет Укргаза, а новый набрать в результате прозрачного и открытого конкурса. Укргаз отдельно от всех банков идет и единственній ПРЯМО упомянут, чтобы нельзя было съехать и сказать, что корпуправление в госсекторе это не про тихую заводь Кирилла Евгеньевича. И указание, что должны быть НОВЫЕ члены Набсовета, тоже не просто так.

Старая схема Кирилла Шевченко умирает, и его отмазки про то что Укргаз это не госбанк уже не катят. Теперь начнется борьба за махинацию на выборах новых членов Набсовета, потому что и нынешним членам Набсовета не очень хочется, чтоб пришли в Набсовет какие-то посторонние люди и задали вопрос, а чо вы тут шесть лет-то делали? Что на выходе такое вот получилось и уголовные дела пачками свистят.

Не принято, конечно, у технократов вопросы задават - особенно публично, но уголовные дела сами по себе не рассосутся и надо будет политики переписывать, чтобы значит сделать повторение достижений Кирилла Евгеньевича невозможным и отчитываться об этом как-то. Публично.

Выборы в Набсовет Укргаза начнутся самыми первыми из всех госбанков и обещают быть наверное самыми горячими. Именно потому в пункте 23 меморандума с МВФ подробно расписано какими должны быть Набсоветы и КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КОНКУРСЫ В НИХ.

Остановлюсь на это подробней.

strengthen the qualification criteria for international recruitment firms, including by ensuring rotation and effective leadership and endorsement by a reputable foreign partner

В условиях украинской коррупции многие эйчар-конторы, точней их украинские отделения, превращаются в генераторы коррупции. Привлечение украинских отделений некоторых компаний для понимающих международников почти всегда синоним того, что конкурс порешан организатором. Будем очень внимательно следить кто займется отбором новых членов Набсовета Укргаза.

ensure that the recruitment firm’s procedure for shortlisting candidates is consistent with banks’ approved strategies and with the objective of collective suitability of each of the new boards reflects the respective bank’s approved strategy;

Даже в том случае если фирма норм, наша власть вообще не понимает что такое Набсовет предприятия. И функционеры не понимают. И реформаторы. Это не сборная звезд и не “вот у нас есть талантливый Антон Швец” давайте его назначим, он ведь такой крутой.

Набсовет набирается под утвержденную банком стратегию и каждый член Набсовета должен обеспечивать общую коллективную пригодность(collective suitability) Набсовета. То есть это вот прямо мы бежим фармить вот того босса, нам нужна пати из танка, хилера, двух батареек и одного дамаг-дилера. Если мы делаем медицинскую операцию, то в нашем Набсовете не могут сидеть одни хирурги или наоборот одни анестезиологи. Пациент либо умрет от боли без анестезии, либо отъедет в райские кущи без операции.

Антон Швец может оказаться в Набсовете какого-нибудь госбанка, но в таком случае в стратегии этого госбанка должна быть записана такая прямо адская активность в сфере медиа и конфликтных коммуникаций, или какой-то лютый джиар, так что под это дело понадобился аж целый член Набсовета с соответствующими компетенциями. Но я таких стратегий не видел, да и с трудом представляю себе условия, когда они такие могут возникнуть. А во всех остальных случаях я не могу в Набсовете госбанка оказаться.

И талантливые девочки и мальчики реформаторы гройсмановские или гончаруковские в набсоветах госбанков и госкомпаний тоже оказываться не должны. Потому что компетенций у них никаких нет, а готовность за зарплату или под угрозой уголовного дела сделать все, что скажут Шевченко, Мецгер или Ермак - есть. Так к чему их туда пускать? Они в Набсоветах дырку в стене и в логике корпоративной закрывают, а больше ничего не делаю. И никакого отношения это к корпоративному управлению не имеет, конечно, карго-культ не более.

Именно потому МВФ пишет про коллективную пригодность и ее обеспечение при формировании Набсоветов. Спасибо кейсу Нафтогаза - научил на конкретном примере всех. Даже людей в самых розовых очках.

Вот именно техзадание для эйчар-конторы и подбор людей под это техзадание и под стратегию и будет основным камнем преткновения. Замечу кстати, что меморандум с МВФ стал публичным 8 ноября. Там четыре подписи стоит - Зеленский. Шмыгаль, Марченко и сам Шевченко. Я конечно понимаю, что без подписи Ермака не считово, но все же. Минфин представитель акционера в госбанках, Марченко как глава Минфина сам меморандум и подписал. Окей там госбанки теперь зависли где-то на полпути между Минфином и Минэкономом, ну так среди подписантов и глава Кабмина Шмыгаль есть.

Сейчас 9 декабря, а ведь уже в апреле новоизбранные члены Набсовета Укргаза должны начать работу. То есть надо организовать тендер, на тендере нанять фирму, потом фирма проанализурует стратегию Укргаза, потом поймет какие компетенции должны закрывать члены Набсовета, потом начнет их искать по всему миру мучительно, потом лонглист, потом отсев, потом шортлист, потом собеседования.

Так а где всё? Тендер на фирму где? Где техзадание на кандидатуры?

Тишина.

План такой, чтобы сидеть молчать, потом сказать что не успеем все равно, а дальше опять переназначить старый шевченковский дрим-тим? А МВФ пусть нахрен идет, да?

Отличный план, надёжный как швейцарские часы.

С вами был Антон Швец и новости корпоративного управления. В следующий раз будет про Укрэксим и его выборы нового СЕО, вместо Мецгера.