«Мысли о главном» (Часть 2) - Игорь Эйдман

«Мысли о главном» (Часть 2) - Игорь Эйдман

Каникулы продолжаются, политических новостей мало, и я продолжаю делиться с друзьями некоторыми «мыслями о главном», частично изложенными в книге «Прорыв в будущее» (2007 Москва ОГИ). Для того, чтобы этот пост был понятен, прочтите его первую часть, если пропустили (ссылка в первом комменте).
В «прошлой серии» я рассказывал о мотивах социальной деятельности: основном социальном, творческом, сберегающем и наследования.
Эти мотивы влияют на человека не последовательно, как в пирамиде Маслоу - то есть вначале простые, после их реализации высшие - а одновременно, но с разной силой на людей различного склада. Есть творчески ориентированные люди, есть карьерно повернутые, есть те, кто ориентируются на сбережение своих жизненных ресурсов (праздность и осторожность). Однако все они в той или иной степени заинтересованы в одновременной реализации всех основных мотивов.
Идеальная ситуация для человека, когда реализация его мотивов синхронизирована, то есть реализуясь творчески, он получает и высокое социальное одобрение. Невозможность реализовать хотя бы один из основных мотивов, делает человека несчастным. Обычно не удовлетворены жизнью и нищие художники, и творчески, профессионально не реализовавшиеся богачи. Каждый человек и общество в целом заинтересованы в том, чтобы творческая самореализация адекватно социально мотивировалась. Тем самым были бы созданы условия для максимальной реализации их творческого потенциала. Российское общество устроено так, что в подавляющем большинстве случаев заставляет людей ради социального выживания забыть о самореализации. Отсюда регресс и упадок в большинстве сфер жизни: от медицины и образования, до науки и экономики.
Любое общество - это прежде всего система организованного неравенства. Допуская человека до того или иного места в социальной иерархии и на социальном поле, эта система оценивает прежде всего:
1. Социальный потенциал. Приписанные людям от рождения социальные характеристики (наследственное имущественное положение, связи, сословное происхождение и т.п.).
2. Функциональный потенциал (идеальный и реальный). Способности к осуществлению тех или иных социальных функций и профессиональных обязанностей. У каждой профессии есть общая идеальная декларируемая цель: у врачей – здоровье пациентов, у политиков – благополучие граждан, у ученых – развитие научных знаний, у полицейских – безопасность людей и т.д. И есть индивидуальная меркантильная задача – заработать побольше денег и продвинуться по карьерной лестнице. Достижение идеальной профессиональной цели не гарантирует решение частной меркантильной задачи. Для индивидуального успеха нужны иные качества, чем те, которые требует достижение профессиональных целей. Профессия требует добросовестности и (или) творческих способностей, а личный успех, например, хитрости, пронырливости, умения угождать начальству, подавлять подчиненных и т.д. Первые качества составляют идеальный функциональный потенциал, вторые - реальный. В таких странах как Россия имеет значение по преимуществу последний. А это значит, что творческие способности и просто добросовестное осуществление профессиональных функций там слабо мотивируется, а поощряется способности к манипуляции и насилию.
3. Динамический потенциал. Склонность к карьерной активности, умение преодолевать сберегающий инстинкт (грубо говоря, лень и страх) под влиянием социального (также грубо - честолюбия, амбиций).
Социальный статус человека складывается из места в иерархиях этих потенциалов. Причем их вес зависит от устройства общества. В кастовом, сословном - важнее всего социальный потенциал. В современных обществах – функциональный. В революционных, переходных – динамический. В России и других авторитарных странах имеет значение по преимуществу реальный функциональный потенциал, а в более развитых странах важен и идеальный (творческий).