На очередном «субботнике» «желтых жилетов» задействуют военных

На очередном «субботнике» «желтых жилетов» задействуют военных

После погромов и беспорядков на Елисейских полях президент Франции Эмманюэль Макрон пообещал принять «решительные меры», чтобы подобное не повторялось. Перед очередным «субботником» «желтых жилетов» правительство решило запретить акции в районе Елисейских полей, в центре Бордо и Тулузы. На очередной, девятнадцатой по счету акции «желтых жилетов», «усиленно» задействуют военных. Власти подчеркивают, что солдаты не будут заниматься обеспечением порядка и «противостоять демонстрантам».

«В прошлую субботу это были не демонстранты, а бандиты, — заявил премьер-министр Эдуар Филипп, оглашая принятые меры. — Они объединились в „черный блок“ с единственной целью — мародерствовать, поджигать, громить и ранить. Поджигая, они едва не убили. Эти действия — преступные. Ответ правительства должен быть решительным. (…) Со следующей субботы и каждый раз, когда это понадобится, мы будем запрещать демонстрации заявленные как акции „желтых жилетов“ в районах, которые пострадали больше всего — как только мы узнаем о радикалах и их намерениях устраивать погромы. Я имею в виду в первую очередь Елисейские поля в Париже, площадь Пей-Берлан в Бордо и площадь Капитолия в Тулузе».

После погромов на Елисейских полях в отставку отправили префекта полиции Парижа Мишеля Дельпюеша. Пришедший ему на смену Дидье Лальмен утверждает, что есть серьезные причины полагать, что беспорядки могут повториться и в эту субботу.

Демонстрации запретили на Елисейских полях и на прилегающих улицах, а также на площади Звезды и возле Елисейского дворца и Национального собрания. Нарушителям грозят штрафы от 38 до 135 евро, предупреждают в полиции. По запрет попадает оружие (в том числе игрушечное) и «любые предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия».

За пределами «запрещенных» зон право на демонстрации будет соблюдаться в полном объеме. В префектуре подчеркивают, что любые собрания, выливающиеся в беспорядки, будут немедленно разогнаны.

Юристы отмечают, что такие меры не противоречат действующему закону: демонстрации в определенных местах могут быть запрещены специальным постановлением, если возникает угроза безопасности.

Однако встает и вопрос об эффективности таких мер. 1 декабря возле Елисейских полей уже устраивали досмотры с целью преградить путь агрессивно настроенным протестующим и не допустить опасные предметы. Несмотря на это, в этот день в Париже не обошлось без беспорядков. Более сотни человек пострадали, более 400 человек задержали. Уже прозвучали призывы выйти на акцию на парижскую площадь Трокадеро.

Какова роль военных?

В следующую субботу власти объявили о том, что собираются «усиленно» задействовать военных-участников операции «Часовой» (Sentinelle), которую создали в 2015 году, чтобы противостоять террористической угрозе во Франции. Цель такого «усиленного» участия военных — облегчить задачу полиции, которая должна сконцентрироваться на охране порядка, говорят в правительстве.

Министр обороны Флоранс Парли уверяет, что солдаты «не будут противостоять демонстрантам», но «точечно подменят полицейских и жандармов». Бывший министр обороны и глава МИД Жан-Ив Ле Дриан в эфире BFM TV подчеркнул, что военных задействуют вовсе не для обеспечения порядка. И напоминает, что солдаты уже помогали полиции во время Евро-2016 — охраняли ряд зданий, посольств, мест отправления культа и так далее. Правительственный источник AFP подчеркивает, что военные «не будут в первом ряду»: не будут задерживать «желтых жилетов» или открывать огонь.

Намерение задействовать войска вызывает критику со стороны оппозиции, но также и среди самих военных. Некоторые из них (анонимно) указывают на отсутствие спецподготовки, должного оборудования для подобных задач.

Командующий парижским военным округом, генерал Брюно Ле Рe в интервью France Info заверяет, что причин для беспокойства нет, так как «приказы будут ясными», а «инструкции для солдат устанавливаются самым строгим образом». Он при этом не исключил, что военные смогут «открывать огонь», если будет непосредственная угроза их жизни или жизням тех, кого они защищают:

«Инструкции для солдат предельно ясные. У них есть разные способы противостоять любым угрозам. Может дойти и до того, что они откроют огонь. Их регулярно привлекают в разного рода инцидентах — террористических или нет — которые не выходят на первые полосы. Их задействуют для помощи людям, на которых нападают в общественных местах. Они используют средства физического воздействия на нападающих. Все солдаты выполняют одинаковые инструкции. Они делают предупредительный выстрел в случае возможного открытия огня. И это уже случалось. Напомню вам про нападения у Лувра или в Орли. Они прекрасно могут оценить угрозу и ответить пропорционально. Они могут стрелять, если есть угроза их жизни или жизням тех, кого они защищают».

Эти слова подверглись критики со стороны ряда политиков. Глава крайне левой «Непокорной Франции» Жан-Люк Меланшон заявил, что такого рода заявления провоцируют «смертельно опасную эскалацию». Он потребовал от премьер-министра Эдуара Филиппа дать объяснения в Национальном собрании.

По поводу привлечения операции «Часовой» на «субботнике» «желтых жилетов» высказался и экс-президент Франсуа Олланд. По его словам, роль военных — защищать французов от разных угроз, но не контролировать демонстрации.

Президент Эмманюэль Макрон позже подчеркнул, что «ни в коем случае армия в нашей стране не занимается обеспечением порядка» и назвал дискуссии вокруг этой темы «надуманными».