В преддверии полного вывода американских войск из Афганистана «Талибан» утверждает свою власть в северных провинциях страны, граничащих со странами Центральной Азии.
Правительственные войска вместе с местной прокабульской администрацией не оказывают им сопротивление и оставляют свои позиции, разбегаясь, кто куда. Некоторые бегут «за речку», в Таджикистан и Узбекистан.
Сегодня днём МИД Узбекистана сообщил о «переходе 23 июня на узбекскую территорию 53-х военнослужащих афганских пограничных войск и бойцов местного ополчения с оружием в руках».
Афганцы переправлялись через Амударью ночью на лодках.
«После проведения необходимых процедур дознания и следственных действий указанные афганские граждане возвращены на родину, сообщает МИД Узбекистана, - любые попытки незаконного перехода на узбекскую территорию будут жестко пресекаться, в отношении нарушителей государственной границы будут приниматься самые строгие меры.
Подобное происходит и на афгано-таджикской границе. Официальный Душанбе сообщил вчера о переходе на таджикскую территорию около 120 афганских военных, вынужденных отступить под давлением наступающих талибов в провинции Кундуз. Однако о депортации афганцев таджикские власти не сообщают.
При этом никаких попыток вооруженного прорыва самих талибов через северные границы Афганистана не отмечено. «Талибан» по-прежнему демонстрирует себя в качестве исключительно афганской военно - политической силы, не стремящейся к внешней экспансии.
Столь очевидная смена декораций на севере Афганистана, причём, не в пользу центральной власти в Кабуле, происходит в момент, когда все руководство Афганистана уже находится в Вашингтоне, где завтра начинается официальный визит президента Ашрафа Гани в США. В составе многочисленной делегации также и второй человек в афганской иерархии доктор Абдулла Абдулла, извечный соперник президента Гани в борьбе за власть.
Президент Таджикистана Рахмон провёл в последние два дня срочные консультации с президентами Узбекистана и Казахстана, Мирзиеевым и Токаевым
На фоне этих событий уже появляются мрачные шутки, что Ашрафу Гани надежнее было не торопиться с возвращением домой, в конце концов, когда-то он уже был американским гражданином…