Стремительный рост цен на ходовые продукты производители и ретейлеры объясняют экономическими факторами, прежде всего девальвацией гривны. Но это далеко не всегда так — цены на многие товары неоправданно завышены.
В прошлом году в Украине появилось 394 новых супермаркета. По данным исследования компании GT Partners Ukraine, лидерами по числу новых торговых точек стали "АТБ" Геннадия Буткевича, "Наш край" Виктора Корсака и "Сильпо" Владимира Костельмана. Удивительно, но динамика роста торговых сетей сопоставима с 2014 годом, хотя объёмы розничной торговли сократились более чем на 20%, а потребительский спрос сместился в сторону экономсегмента.
"Для меня индикатором уровня доходов служит в том числе ассортимент в плодоовощных отделах супермаркетов. В І квартале 2015 года исчезли полностью грибы шиитаке. В ІІІ–ІV кварталах резко снизился ассортимент нарезанных салатов и зелени. В феврале этого года в магазинах уже даже вёшенку купить не всегда удаётся, из грибов на полках остаются только шампиньоны", — приводит пример эксперт Всемирной организации продовольствия FAO Андрей Ярмак.
Ретейлеры не скрывают, что у них сильно просели продажи импортных овощей, твёрдых сыров, шоколада, соков и кофе. Падение спроса привело к сокращению ассортимента супермаркетов за счёт импортных позиций. На этом фоне открытие новых магазинов ретейлеры объясняют необходимостью выдерживать конкуренцию с рынками и собственными торговыми точками производителей продовольствия. При этом инвестиции в развитие сети, судя по всему, "отбиваются" за счёт установления высоких цен на определённые группы ходовых товаров.
К примеру, цены в нескольких киевских супермаркетах крупных торговых сетей - разница в цене на товар одного и того же отечественного производителя может составлять от 5% до 45%. К примеру, в одном из супермаркетов докторская колбаса Кременчугского мясокомбината оказалась на 17 грн дороже, чем в другом, а развесной сахар — на 2,40 грн. Конечно, многое определяет ценовая политика сети и условия поставок — их объём и отсрочка платежа. Но сам факт большого разброса в ценах говорит о том, что у торговых сетей есть простор для ценовых манёвров.
55% украинцев называют рост цен основной проблемой для себя лично
Антимонопольный комитет время от времени уличает торговые сети в необоснованном повышении цен, но, как показывает практика, ретейлеры штрафов АМКУ не боятся. В начале прошлого года антимонопольное ведомство проверило крупнейшие торговые сети, их поставщиков и производителей на предмет соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции. В апреле АМКУ вынес вердикт: имело место необоснованное повышение цен на 20–30% на ряд товаров. Тогда были оштрафованы на 204 млн грн несколько сетей за сговор с поставщиками. Но до сих пор штраф не уплачен. Дело застряло на рассмотрении в Апелляционном суде.
В феврале этого года Антимонопольный комитет начал аналогичные проверки на рынках куриных яиц, сахара, охлаждённого мяса птицы, гречневой крупы и бутилированного подсолнечного масла. По результатам исследования рынка гречки уже начато рассмотрение дела по признакам антиконкурентного сговора.
Эксперты подтверждают, что время от времени ретейлеры безосновательно завышают цены. "Крупы дорожают значительно быстрее темпов инфляции", — приводит пример директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. Трудно объяснить и нынешние цены в магазинах на свинину. Ведь из-за падения её стоимости на мировых рынках средние отпускные цены украинских производителей в начале года тоже опустились с 34 грн в июле до 25 грн в январе. В рознице этого потребители не заметили. Снизились и оптовые цены на курятину. Из-за запрета экспорта из ЕС в Россию европейские производители стали импортировать курятину в Украину, создав избыточное предложение — на внутреннем рынке перепроизводство мяса птицы. Между тем, по данным Госстата, в январе розничные цены остались почти на уровне декабря.
Цены на сахар тоже под подозрением. В Украине за год он подорожал на 67%, до 16,3 грн за килограмм, в то время как на мировых рынках поднялся в цене всего на 44% — в гривневом эквиваленте до 8,6 грн за кг. Правда, разницу можно отчасти объяснить сокращением производства сахара в Украине. В прошлом году оно упало на 30%, до 1,46 млн т.
Регулировать цены на социально значимые продукты питания должно государство. Кабмин, к примеру, ограничивает розничные наценки на молоко, мясо птицы, яйца, варёные колбасы, сливочное масло, сметану, творог и подсолнечное масло 10% от оптовой цены; на сахар, крупы и макаронные изделия — 12%; говядину, свинину и хлеб — 15%. Кроме того, производители обязаны согласовывать повышение цен на продукты питания более, чем на 1% в месяц с Госпотребинспекцией.
Но на практике эти ограничения бизнес легко обходит. Производители могут обосновать необходимость повышения цен, "раздув" затраты. А ретейлеры, купив продукт у поставщика по более высокой цене, зачастую требуют от производителя "бонусы" за продвижение и выкладку товара. По словам гендиректора ассоциации "Укрхлебпром" Александра Васильченко, именно так торговые сети "наваривают" на хлебе. "Розничные сети требуют от хлебопёков дополнительную оплату за продвижение товара. Но о какой рекламе может идти речь для такого товара, как хлеб? Однако отказаться от поставок нет возможности, если это касается сети с большим количеством магазинов", — объясняет Васильченко.
Ещё одна составляющая в завышенной цене ретейлеров — курсовая страховка. При курсе в 25 UAH/USD в большинстве торговых сетей выставляли ценники исходя из 29 UAH/ USD, а когда нацвалюта подешевела ещё на 1–2 грн, цены на товары заложили, ориентируясь уже на 30–32 UAH/USD. Причём такое ценообразование касается не только импортных товаров, доля которых в ассортименте супермаркетов за последние два года снизилась с 30–40% до 15–20%. С помощью дополнительных процентов маржи ретейлеры минимизируют риск прогореть на курсовой разнице при новых закупках и расчётах за поставленный товар. При этом супермаркеты с большим опозданием откатывают цены, если гривна укрепляется, а по многим товарным позициям и вовсе "забывают" их снизить.
Супермаркеты с большим опозданием откатывают цены, если гривна укрепляется, а по многим товарным позициям и вовсе "забывают" их снизить.
Высокомаржинальный бизнес, несмотря на падение спроса, тоже не спешит снижать цены. Например, многие бутики, торгующие импортной брендовой одеждой, по-прежнему работают со 100-процентной и более маржой. Ещё больше накручивают на импорте аптеки, особенно на дефицитных лекарствах. Например, в поисках препарата "Дона" итальянского производства корреспондент Фокусастолкнулся с проблемой: в крупных сетях его не оказалось — объясняли, что он на перерегистрации. А вот в несетевых аптеках препарат был в наличии, но по заоблачным ценам — от 1500 грн, тогда как средняя цена по рынку на это лекарство составляет около 700 грн.
Впрочем, обвинять одних лишь ретейлеров в завышении цен несправедливо. К примеру, в конце прошлого года производители яиц повысили цены на свою продукцию явно не на адекватный уровень. Но после того как Израиль в январе запретил импорт украинских яиц, найдя в них сальмонеллу, производители резко снизили отпускные цены на внутреннем рынке — с 1,5–1,7 грн в декабре до 90 коп. за штуку в январе. Таким образом они явно пытались стимулировать внутреннее потребление, чтобы компенсировать потери на внешнем рынке. При этом себестоимость производства всё это время не менялась — около 70 коп. за штуку. Большую часть украинских яиц производят два крупных агрохолдинга, поэтому они могут диктовать рынку свои условия.
Похожая ситуация и на рынке нефтепродуктов. Сейчас есть две группы крупных сетей АЗС: "престижные" (литр А-95 стоит 20,99 грн) и экономичные (литр А-95 стоит 17,99 грн). По данным АМКУ, с начала года дизтопливо на украинских заправках постоянно дешевеет, но цена бензина не меняется. Косвенно подтверждает факт завышения стоимости бензина и то, что после встречи с министром энергетики Владимиром Демчишиным по вопросу цен несколько крупных игроков рынка сразу же понизили цену на 50 коп за 1 л. Сами нефтетрейдеры обвинения в сговоре отрицают и говорят, что устанавливают минимально возможные цены на бензин, позволяющие им удерживать спрос.
Но завышение цен далеко не всегда результат сговора участников того или иного рынка. К примеру, по словам источника Фокуса в одном из крупных агрохолдингов, резкое подорожание овощей борщевого набора не было связано с антиконкурентными действиями. "Уже никто и не помнит, кто первым начал повышать цены осенью — производители, оптовики или сети, но все очень быстро поняли, что повышение цены особо на спрос на овощи не влияет. А смысл продавать их дешевле?" — говорит он.
Знак некачества
В условиях падения внутреннего спроса и потери российского рынка многие производители пытаются сохранить рентабельность, не только завышая цены, но и снижая качество продукции. "Недобросовестные производители выдают спред с растительными жирами за сливочное масло. Часто также "сырный продукт" позиционируют как сыр. В основном такие продукты предлагают не в супермаркетах, а на стихийных рынках, где их легче продать. Если это достаточно качественный фальсификат, то покупатель его и не распознает", — поясняет аналитик компании "Инфагро" Максим Фастеев.
Взять под контроль
Во многом проблемы с качеством продукции и завышенными ценами связаны с отсутствием госорганов, которые должны отслеживать эти процессы. В сентябре 2014 года Госинспекция по контролю за ценами была ликвидирована, её функции возложили на АМКУ. Но формально этот орган не имеет полномочий контролировать ценовую политику — всё, что может ведомство, это расследовать антиконкурентные действия.
В 2014 году начался процесс ликвидации не только ценовой инспекции, но и санитарно-эпидемиологической службы, Госпотребинспекции, ветеринарной и фитосанитарной службы. Одна из причин — тотальная коррумпированность этих ведомств. Их контролирующие функции передали новосозданной Госпотребслужбе, которую возглавил экс-заместитель министра агрополитики Владимир Лапа. Но работа по созданию службы завершилась только к началу этого года.