*«Переход на ВИЭ поделит страны на победителей и проигравших».
*Массовый переход на электродвигатели обрушит рынок нефти.
*Осло присвоили звание «зеленой» столицы Европы.
1. «Переход на ВИЭ поделит страны на победителей и проигравших».
Отказ от ископаемого топлива в пользу возобновляемых источников энергии приведет к глобальным изменениям на геополитической арене.
Аналитики Международного агентства по ВИЭ (IRENA) опубликовали отчет о влиянии возобновляемой энергетики на геополитику. Прежде масштабные исследования в этой области не проводились.
Прогнозами поделились 12 экспертов из разных стран.
Большинство авторов отчета уверены, что скоро привычная расстановка геополитических сил будет нарушена. Изменятся привычные паттерны торговли и сотрудничества. Отношения между государствами изменятся, поскольку появятся новые группы союзников. В целом усилится кооперация и связь между регионами.
По мере развития возобновляемой энергетики и падения спроса на ископаемое топливо страны поделятся на победителей и проигравших. Одни окажутся на позиции лидеров, других ожидают годы экономических потрясений и нестабильности.
В первую очередь кризис затронет страны, богатые нефтью и газом. По оценкам IRENA, трансформации на энергетическом рынке угрожают государствам Ближнего Востока, Северной Африки и СНГ. В среднем в этих регионах на экспорт углеводородов приходится четверть ВВП.
«Сокращение выручки от экспорта неблагоприятно отразится на темпах экономического роста и государственном бюджете», — предупреждают авторы отчета.
Проблема в том, что многие страны в группе риска никак не адаптируются к предстоящим изменениям. Для сравнения, Китай оформил уже более 150 тыс. патентов в сфере ВИЭ, что составляет треть от мирового количества изобретений. Второе место по числу разработок занимают США с 100 тыс. патентов. За ними следуют Япония и ЕС.
По степени подготовленности эксперты IRENA поделили страны на четыре группы. Иран, Алжир и Азербайджан попали в категорию регионов умеренного риска с относительно устойчивой экономикой. Если страны успешно пройдут фазу диверсификации, то существенных потерь удастся избежать.
Арабские нефтяные гиганты лучше подготовлены к трансформациям. К примеру, Саудовская Аравия планирует к 2030г ввести в эксплуатацию ВИЭ мощностью 59 ГВт.
Большую угрозу переход на ВИЭ представляет странам, которые полностью зависят от экспорта нефти и газа, но при этом обладают низким уровнем жизни. К ним относятся Ливия, Ангола, Республика Конго и Южный Судан.
Мировым лидером в сфере чистой энергетики станет Китай, уверены аналитики. Страна уже превосходит конкурентов по количеству введенных в эксплуатацию ВИЭ, а параллельно с этим наращивает темпы производства электромобилей.
В выигрышном положении также окажутся Австралия и Чили. Авторы отчета допускают, что некоторые страны-лидеры нового рынка подвергнутся так называемому ресурсному проклятию.
На передний план также выйдут регионы, богатые ценными материалами, необходимыми для производства установок ВИЭ и аккумуляторов. К ним аналитики относят Демократическую республику Конго, Боливию и Монголию.
К 2040г цены на нефть могут упасть в два раза. По оценкам экономистов, крах индустрии нефти, угля и газа обойдется в $4 трлн. Резкое падение цен на ископаемое топливо приведет к массовой безработице.
Отметим, Украина намерена к 2020г нарастить долю возобновляемой энергетики до 11% в конечном энергопотреблении.
2. Массовый переход на электродвигатели обрушит рынок нефти.
Ключевым трендом 2018г стал относительно скорый и неминуемый отказ от двигателей внутреннего сгорания в большинстве промышленно развитых стран мира. Стало ясно, что поэтапно это произойдет всего за десятилетие — с 2030 по 2040 годы. Еще 5 лет назад подобное казалось фантастикой. С учетом того, что в развитых странах до 80% потребления нефти связано с работой автотранспорта, государства добывающие нефть уже через десятилетие ждут серьезные потрясения.
К середине следующего десятилетия человечество гарантированно получит огромное число самых разных моделей электромобилей. А моторы на сгораемом топливе к этому моменту начнут исчезать как класс.
Например, Volkswagen представит последнее поколение ДВС в 2026-м. После все разработки двигателей внутреннего сгорания для машин компании будут свернуты. Через 7 лет Renault-Nissan полностью откажется от использования ДВС и выйдет на рынок с новыми электродвигателями. В Volvo заявили о том, к 2025 примерно половина от общего числа продаж их продукции будет приходиться на электрокары.
До 2030г Toyota инвестирует $13,3 млрд в разработку и производство аккумуляторов. К 2025г компания прекратит производство машин с ДВС в качестве единственного источника питания, перейдя на электромобили, гибриды или электрические варианты существующих моделей.
Для стран — это не только реальный способ влиять на экологию, но и важный политический инструмент. Поэтому политики активно подключились к обещаниям о безбензиновой эре. Министр окружающей среды Швеции обратилась к ЕС с призывом запретить с 2030г все бензиновые и дизельные двигатели на территории ЕС. Шотландия обещала ввести такой запрет к 2032-му году, а Голландия к 2030-му.
Франция и Германия установили свой срок — 2040г. В 2018 к ним присоединилась Испания, объявившая, что станет полностью электрической также с 2040 г.
План израильского Минэнерго предусматривает, что с 2030-го года в стране нельзя будет купить бензиновые и дизельные автомобили. Аналогичную инициативу задумали в Дании. Там тоже с 2030г введут заперт на продажу бензиновых и дизельных автомобилей. А еще через 5 лет вне закона станет продажа и гибридов.
Ранее право вводить запрет на старые дизельные автомобили получили городские власти Германии. На улицах Лондона в рамках эксперимента уже сейчас запрещают ДВС. Объединившись с 30 городами и ключевыми игроками на рынке, Лос-Анджелес запустил программу по отказу от использования транспорта с ДВС.
Производственные линии автопроизводителей активно перестраиваются под электричество — спрос будет уверены они. Ни у кого просто не будет выбора. Точнее он будет, но не между ДВС и электромоторами, а между производителями.
Сложности выбора.
Последние годы ситуация на рынке EV была достаточно скучной. Tesla захватила лидерство и прочно его удерживала. Но в 2018-м ситуация в корне изменилась. Простые дни для Tesla заканчиваются. Традиционные автопроизводители научились не хуже, во многом даже лучше делать электромобили.
Важен еще один тренд — вслед за электрификацией классических моделей настала очередь огромных внедорожников.
Один из самых ярких прототипов внедорожников показал американский стартап Rivian. 10 лет компания работала в режиме секретности, а в прошедшем году анонсировала сразу семиместный внедорожник и электропикап. Rivian также приобрел завод в Иллинойсе, принадлежащий Mitsubishi Motors. Компания наняла Гэри Глосери — бывшего главного инженера Magna, который возглавлял разработку электрической трансмиссии для Ford Focus Electric.
На этапе идеи эти два электрокара от Rivian отражают все, что ждут от электровнедорожников будущего. У них огромный запас хода — 600 км. Топовая версия сможет разгоняться до сотни за 3с. За функционирвоание систем, в т.ч. аккумулятора отвечает ИИ. Это и мощь и интеллект в одной упаковке.
На другой стороне нестандартных электромобилей — спорткары. В этом году мы узнали про перспективный электрический Porsche Taycan. А стартап Charge пообещал реинкарнировать Ford Mustang в электричестве.
Случились анонсы и в области очень дорогих автомобилей — гиперкаров. Lotus собралась сменить фокус производства на нечто эксклюзивное. В компании решились на производство электрокара. Aston Martin показала сверхмощный двигатель, который в будущем будут ставить на не менее дорогие автомобили.
Всех опередил Китай.
Подводя итоги года, невозможно пройти мимо Китая. Это традиционно самый огромный автопотребитель и с переходом на электричество ситуация повторяется — уже сейчас на 6 китайских городов приходится 20% мировых продаж электромобилей.
В электротранспорте просто нет смысла кого-либо копировать, и Китай работает с чистого листа. Популярность электрокаров совпадает со временем, когда технологии максимально развиты. Автомобили все больше превращаются в гаджеты. А кто круче всех в производстве гаджетов?
И стоит признать, что про китайские новые электромобили все реже можно сказать, что они выглядят нелепо. По крайней мере это касается всех анонсов прошедшего года.
Другая причина успеха — сердца электромашин — аккумуляторы. Все крупнейшие производители этих устройств базируются в КНР. И даже Маск со своей Gigafactory пришел в Китай. Но также нельзя забывать про льготы для покупателей и производителей электрокаров — они стали невероятно мощным драйвером прогресса и стремительного роста этого рынка в КНР.
В результате мы увидели множество интересных проектов в 2018. Great Wall показала сверхдешевый электромобиль с запасом хода более 300 км. Ее ES6 проедет 500 км на одной зарядке. Есть даже совсем экспериментальные проекты. Например, дешевые электромобили LSEV будут печатать на 3D-принтере.
И китайский рынок уже настолько огромен, что на нем теряются даже крупные стартапы. Кто нибудь слышал про Xpeng Motors? А это компания, которая оценивается в $4 млрд и выпускает технологичные электрокроссоверы.
А из известных и крупных компаний деньги на электрификацию китайского автопрома льются бесконечным потоком. Только одна BYD вложит $3 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей. А правительство КНР пообещало инвестировать в отрасль в ближайшие годы $100 млрд.
Что дальше?
По прогнозам ВЭФ, робомобили на пару с электрокарами сократят транспортные затраты на 40%, а отказ от бензиновых и дизельных автомобилей произойдет в ближайшие 10 лет. Уже к 2020г электромобили будут стоить дешевле, чем машины с ДВС. Если электроэнергия не подорожает, то к этому времени стоимость поездки на электромобиле значительно уменьшится.
Morgan Stanley ранее прогнозировал, что продажи электромобилей превысят продажи автомобилей с ДВС и составят примерно 51% от всех продаж в автомобильной индустрии. При этом доля китайских электромобилей на мировом рынке вырастет на 40% уже в ближайшие 2 года. Вместе с тем уже к 2030г в мире будет 40 млн точек зарядки электромобилей. Доступный электромобиль станет не только особенностью китайского рынка, но и европейского.
Как это все скажется на стоимости нефти, из которой производится топливо для ДВС? Очевидно, что она катастрофически упадет. Основной этап схлопывания рынка займет от 10 до 20 лет, но мировая потребность в нефти снизится как минимум вдвое и постепенно будет дальше сокращаться в связи с переходом на электричество также авиации и грузового морского транспорта. Решения, принятые в 2018-м году по отказу от ДВС, оставляют добывающим нефть странам не так много времени, чтобы придумать, чем заменить в своих бюджетах эти выпадающие доходы.
3. Осло присвоили звание «зеленой» столицы Европы
В столице Норвегии строят энергосберегающее жилье, разводят пчел на крышах, изгоняют с улиц автомобили. Что еще надо сделать, чтобы тебя признали самым зеленым городом континента?
Еще недавно в порту норвежской столицы сновали грузовики, наполняя воздух выхлопными газами, а ландшафт "украшали" бесчисленные контейнеры. Сегодня городской транспорт перемещается по подводному тоннелю, а ухо едва улавливает приглушенное жужжание электрокаров и гибридных автомобилей. На освободившейся наземной территории вскоре построят новый Музей изобразительного искусства и библиотеку. Открыть их планируется в 2020г.
Новые культурные проекты отличаются своей экологичностью, подчеркивает Анита Линдаль Тросдаль, менеджер глобального проекта "Oslo European Green Capital 2019". Титул "зеленой столицы Европы" с 2010 года Еврокомиссия ежегодно присуждает городу, отводящему особую роль защите окружающей среды и повышению уровня жизни горожан. В 2019г это почетное звание носит норвежская столица.
И в других районах Осло, помимо центра, в рекордное время строят новые жилые дома, учитывая при этом шумоизоляцию и эффективность использования энергии. "Мы изначально стараемся не использовать традиционные источники энергии, - поясняет Анита Линдаль Тросдаль. - Поэтому экологическим, насколько это возможно, дом становится задолго до начала его эксплуатации".
На севере столицы находится квартал под названием "Вулкан". Бывший индустриальный район превратился сегодня в образец зеленого строительства. В XIX веке здесь располагалась большая часть фабрик города. Теперь на крышах ультрасовременных зданий установлены пчелиные улья. "Этим летом у нас было 500 тысяч пчел! И мы получили от них 271 кг меда", - с гордостью рассказывает менеджер зеленого отеля Scandic Vulkan Моника Эгеберг. Пчелы для этой гостиницы - символ защиты окружающей среды. В 2011 году, когда бывшую фабричную территорию переоборудовали в современный квартал с офисами, квартирами, барами, ресторанами, был построен и отель.
В бывшем заводском здании есть и собственная электростанция, использующая солнечную энергию и тепло Земли. Она покрывает более 80% общего расхода энергии соседних зданий.
Именно такие проекты помогли Осло обойти 13 других европейских городов и победить в конкурсе "European Green Capital 2019". По мнению Аниты Линдаль Тросдаль, Осло идеально подходит для разработки новых идей, которые, при поддержке других городов и стран, вполне могут привести к ощутимым результатам. Осло, например, гордится своими электрокарами. "Другие города вполне могут у нас поучиться", - улыбается Тросдаль.
Почти половина новых машин в городе - электромобили. Есть трамваи, электроавтобусы и паромы, для работы которых используется электроэнергия из гидроэлектростанций. А для отопления многих жилых домов города в зимний период используется тепло мусоросжигательного завода.
К концу следующего года Осло планирует снизить выброс парниковых газов на 36% (по сравнению с 1990 годом), а к 2030г выбросы планируется снизить на 95%. Специально для осуществления этой задачи городское управление выделило отдельный экологический бюджет. "Теперь мы считаем эмиссии вредных веществ так же, как деньги", - поясняет мэр города. "Все районы Осло должны отчитываться, насколько им удалось снизить выбросы вредных веществ, называя конкретные числа", - подчеркивает он.
Вредоносный автотранспорт удалось "изгнать" с основных улиц центра. Также у городских властей получилось расширить зоны для пешеходов и велосипедистов. Дорожные пошлины, введенные несколько лет назад, помогли сократить общее число транспортных средств. Чуть ли не вдвое увеличилась и дневная пошлина за въезд в город для частных автомобилей (в 2019г она составляет в пересчете 5,60 евро).
Электромобили в Норвегии пользуются все большим спросом.
По данным последнего опроса, три четверти горожан уверены, что власти должны сделать все необходимое для снижения эмиссии вредных веществ на 95% к 2030г. Более половины опрошенных выразили готовность поддержать идею освобождения городского центра от машин, а 63% участников опроса уверены, что все запланированные властями мероприятия идут Осло на пользу.
Ранее сообщалось, что в Норвегии уже 60% новых автомобилей — это электрокары и подключаемые гибриды. Также к 2040г страна намерена перевести на электричество гражданскую авиацию. Для мировой авиационной отрасли это станет настоящей революцией. В Норвегии рассчитывают, что полноценные коммерческие полеты самолетов на электротяге начнутся уже в 2025г.