"На войне всегда не хватает всего..." - Дмитрий Чернышов

"На войне всегда не хватает всего..." - Дмитрий Чернышов

И главный вопрос руководства — на что именно потратить доступные стране ресурсы?

Если мы посмотрим на военный бюджет Российской империи перед Первой Мировой, то мы сильно удивимся. Из общей суммы 1,055 млрд, которую должны были потратить на армию в 1908–1917 годы, крепостное строительство (плюс казармы и шоссе) съедало ровно половину — 513,6 млн рублей.

А затем началась война, подтвердившая слова одного генерала: «Крепости составляют страшное оружие, но не для неприятеля, а для собственного бюджета». И не только у России: бельгийский Льеж продержался 12 дней, Намюр — 6 дней, французский Мобеж — 10 дней. Изолированные крепости, писал бравший Льеж генерал Людендорф, «не могут противопоставить ничего равноценного современной артиллерии и ее огромным запасам снарядов и должны исчезнуть».

Немцы во Второй Мировой войне были одержимы идеей "супер-оружия". Согласно оценкам американской стороны, программа создания и производства баллистических ракет «Фау-2» обошлась Германии в «космическую» сумму, эквивалентную 50 миллиардам долларов, то есть стоила в 1,5 раза дороже, чем потратили американцы на «Манхэттенский проект» и создание ядерного оружия. При этом эффект от Фау-2, по сути, оказался нулевым. Запуск 900 баллистических ракет Фау-2 в месяц требовал от немецкой промышленности 13 тысяч тонн жидкого кислорода, 4 тысяч тонн этилового спирта, 2 тысяч тонн метанола, 1,5 тысяч тонн взрывчатки, 500 тонн перекиси водорода и огромное количество других компонентов.

Уже после войны Альберт Шпеер назвал всю программу создания ракет Фау-2 нелепой затеей. «Поддержав эту идею Гитлера, я совершил одну из своих самых серьезных ошибок. Гораздо более продуктивно было бы сосредоточить все усилия на выпуске оборонительных ракет класса «земля-воздух». Такие ракеты были созданы еще в 1942 году под кодовым названием «Вассерфаль» (Водопад). Так как мы могли производить до 900 больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли выпускать и по несколько тысяч меньших по размеру и стоимости зенитных ракет, которые защитили бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок».

Сегодня путинская Россия наступает на эти же грабли. Безумные деньги тратятся на атомный дрон "Посейдон". Точных цифр у меня нет, но один из собеседников Гиркина говорил, что этот проект стоит дороже, чем деньги, выделяемые на все танкостроение в стране. Очень похоже на правду. Российский Генштаб планирует поставить на боевое дежурство 32 "Посейдона", для чего надо будет построить (или модернизировать) восемь новых подводных лодок. Флаг в руки и барабан на шею. Этот проект умрет на верфях. И это прекрасно.

А даже если что-то удастся построить, то шум от идущей на скорости в 100 узлов ядерной торпеды будет прекрасно слышен и перехватить ее не составит труда. Кроме того, это бесполезное оружие "Судного дня". Смысла в нем — ноль. Какая разница, сколько раз будет уничтожен мир — восемь или девять? Но трата колоссальных денег на бесполезные вундервафли — отличный подарок Украине. Спасибо вам, толстопопые российские генералы.

p.s.

Четвертый человек, написавший под этим постом комментарий типа "зачем вы это пишете, зачем вы подсказываете?" получит от меня призовую шоколадку.