На яблоке живет 100 млн микроорганизмов

Фрукты и овощи входят в список самых здоровых продуктов: они богаты витаминами, минералами и питательными веществами. Но вы когда-нибудь задумывались о том, что еще вы можете съесть, откусывая от яблока?

Габриэла Берг заинтересовалась этим вопросом. Глава Института экологической биотехнологии при Технологическом университете Граца в Австрии на протяжении большей части своей профессиональной карьеры изучала микробы, населяющие фрукты. Это, казалось бы, эзотерическое любопытство в последнее время приобрело более практические последствия, поскольку исследование микрофлоры человека выявило ключевую роль бактерий, вирусов и других микроорганизмов, которые живут на нашей коже и в нашем организме, в поддержании здоровья кишечника и работе иммунной системы.

Четких руководств по конкретным микробным сочетаниям, которые могли бы помочь избежать недуга или излечить его, нет, но последние исследования приближают нас к их разработке.

И понимание состава микроорганизмов в пище, которую мы едим, может раскрыть дополнительные детали того, как создается и поддерживается человеческая микрофлора. Для исследования, опубликованного недавно в журнале Frontiers in Microbiology, Берг и ее команда, в которую вошли учащиеся местной средней школы, провели тщательный анализ микробов, живущих внутри и на кожуре одного из самых популярных плодов: яблок.

Они изучили четыре яблока, два из которых были выращены в обычных условиях, а два - органически, и провели генетический анализ шести различных частей каждого фрукта. Обычные и органические яблоки содержали одинаковое количество типичных микроорганизмов - около 100 миллионов - распределенных между кожурой, мякотью, семечками, черенком и цветком каждого плода.

Это стало неожиданностью для исследователей. «Наши гипотезы были полностью неверны, - говорит Берг. - Мы ожидали увидеть разницу между обычными яблоками и органическими».

На самом деле между этими двумя типами была разница, но не та, на которую они рассчитывали: у органических яблок было больше разновидностей микробов, чем у традиционно выращиваемых. Точные последствия большего разнообразия видов не ясны, но предыдущие исследования показали, например, что в некоторых случаях более разнообразная микрофлора, как правило, связана с лучшими показателями для здоровья, такими как снижение веса и уменьшение риска заболеваний, например астмы и аллергии.

Еще одним откровением стало разнообразие видов микроорганизмов, обнаруженных в семенах яблок, особенно органических фруктов. «Долгое время семена действительно были пустошью растительной микробиологии, - говорит Берг. - Считалось, что они стерильны. Но мы были крайне удивлены разнообразием микробных видов внутри семян. Это напоминает то, как мать дает первый запас микробов новорожденному при его появлении на свет; кажется, что у всех растений это одинаково».

По ее словам, результаты представляют интерес не только для ученых-растениеводов, но и для лучшего понимания того, как строится человеческая микрофлора, поскольку то, что едят люди, включая микробов, живущих в этой пище, влияет на то, какие виды населяют организм человека, как временно, так и постоянно.

Исследование Берг не было предназначено для того, чтобы понять, почему разные условия выращивания фруктов могут привести к различиям в микробном разнообразии, но в настоящее время исследуются такие факторы, как воздействие пестицидов, а также экологический эффект почвы и воды.