В пятницу вечером украинский парламент отправил в отставку председателя Национального банка Украины Якова Смолия. Эту отставку нельзя было назвать предсказуемой: срок контракта главы Нацбанка истекал только в 2025 году. Однако Смолий предпочел покинуть должность по собственному желанию, заявив о систематическом политическом давлении на руководство банка.
И хотя позднее теперь уже бывший председатель НБУ обвинил в этом давлении прежде всего представителей депутатского корпуса, тем не менее многие наблюдатели в украинской столице уверены, что у Смолия, возглавившего Нацбанк еще в 2018 году, не сложились отношения с новым президентом страны Владимиром Зеленским.
После того как Зеленский установил контроль над парламентом и правительством страны, Национальный банк оставался, по сути, единственной институцией, которая могла хотя бы теоретически проводить самостоятельную политику и ограждать государство от популистских намерений. Именно поэтому в конечном счете удалось добиться новых договоренностей с МВФ и продолжить сотрудничество с другими финансовыми институтами.
Кстати, говоря о политическом давлении, Яков Смолий упоминает о направлении в Конституционный суд так называемого «банковского» закона, который делает невозможным возвращение ранее национализированных банков их бывшим владельцам. Против принятия этого закона выступал всесильный олигарх Игорь Коломойский, остающийся важным партнером президента Владимира Зеленского.
Однако на принятии закона настаивали в МВФ и президент был вынужден его поддержать – без этого закона не было бы нового транша, а без нового транша наступил бы дефолт. Однако сразу же после того как договоренности с МВФ были достигнуты, был запущен процесс, который может привести к отмене уже принятого законодательства. А сразу же после того как поступили первые деньги от МВФ, появилось заявление об отставке председателя Национального банка.
Отставка эта была воспринята международными партнерами Украины с редким единодушием. И в Еврокомиссии, и в МВФ, и в «группе семи» предупреждают, что независимость Национального банка остается важным достижением украинских реформ и главным условием для продолжения финансовой поддержки Украины. И в этой ситуации Владимир Зеленский оказывается перед непростым выбором. Если на смену Якову Смолию придет человек с такой же независимой позицией, это не позволит запустить на полную мощность печатный станок.
А без этого печатного станка государство просто не сможет исполнить свои социальные обязательства, начнутся систематические невыплаты зарплат и пенсий и – как результат – социальный крах и дестабилизация страны. Но если обеспечить контроль над Нацбанком, то не удастся получить новые деньги, необходимые для выплат по долгам. А это опять-таки инфляция, превращение гривны в ничем не обеспеченную бумагу, социальный крах.
Конечно, можно пустить на поддержание курса гривны валютные резервы, накопленные предшественниками. Но тогда это просто будет отложенная смерть украинской экономики. А рассчитывать на профессиональный подход, который позволил бы сохранить стабильность валюты и одновременно обеспечить социальные обязательства и экономический рост, пока что не приходится.
Каким окажется выбор украинского президента, мы узнаем только после назначения нового главы НБУ. Владимир Зеленский уже проводил по этому поводу совещание со своими соратниками и подчеркнул, что обеспечение независимости Нацбанка остается для него приоритетом. Остается только понять, что глава государства понимает под такой независимостью.