Украинцы теперь ездят работать в страны, в которых правительства решались на такие повышения цен, о которых в Киеве не могут даже и заикнуться. Даже не на повышения - а на немедленное приведение цены в соответствие с рыночной. Это действительно было ужасно для многих людей. Мы уже забыли репортажи из Польши 90-х после «грабительских реформ» Бальцеровича, забыли о бедных балтийских пенсионерках, которые просто не могли оплачивать «коммуналку» и выжить одновременно. Это был Апокалипсис. А у нас Апокалипсиса не было. У нас Кучма с Черномырдиным договаривались о дешёвом газе, а тех, кто утверждал, что эти договоренности - петля на шее Украины, объявляли предателями национальных интересов. Потому что национальный интерес Украины - это «халява».
Но тут важно ответить на вопрос: почему политики стран Центральной Европы были готовы пойти на такие меры, а украинские политики - не готовы вот уже 27 лет и делают что-то только под давлением МВФ? Ответ прост: потому что украинские политики куда в большей степени зависимы от своего избирателя, чем польские или латвийские.
Избиратель, конечно, всюду один и тот же. Просто избиратель в странах Центральной Европы может всего лишь отлучить политика от политики. Ну и ладно - политик пойдёт работать преподавателем и адвокатом.
А наш избиратель может отлучить политика от финансовых потоков. Это вам не адвокатура. И наш избиратель прекрасно это знает, знает, что «все они там воруют», знает, что родные воры его не обидят. Хитрый украинский избиратель голосует только за того вора, который обещает ему «халяву». Хитрый украинский политик проводит только те реформы, которые не обидят хитрого украинского избирателя. Политики все богаче - и это логично. Избиратели все беднее - и это заслуженно. Но, в конце концов, они встретятся: политик поедет в свой европейский особняк, избиратель будет работать в этом особняке садовником или охранником и никто из них даже не подумает, что их райская жизнь обеспечена чужой ответственностью.