Владимир Александрович Зеленский, один из величайших лидеров этого мира (как сформулировал нам помощник президента Андрей Ермак) в своем познании настолько преисполнился, что как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживал на улице Банковой. И находился бы наш президент в покое, умиротворении и сокровенном блаженстве, если бы не один человек. Некий недобрый бородатый старец, считающий, что это он узрел вечное и создал Владимира Александровича из газопылевого облака. И теперь этот коацерват, которого он сделал президентом, претендует на автономию в некоторых вопросах.
На прошлой неделе мы наблюдали, как Коломойский демонстрирует Зеленскому и стране, кто в доме хозяин. Суровый батя. Хотя злые журналисты уже придумали, что не батя, а бабушка. Но тоже очень суровая и порет больно. Оказалось, что большинство в Раде не такое уж моно, и если депутаты Коломойского не голосуют, то законопроекты можно успешно проваливать.
Ну или сначала проваливать, а потом принимать. Как это продемонстрировал Саша Дубинский, который сначала глумился над участниками платного митинга в поддержку закона о фискализации малого бизнеса (№1053-1), и даже сделал видео «Кто они, борцы за кассовые аппараты для малого бизнеса». Оказалось, что никто, просто нанятая массовка. Ну а потом Саша взял и сам стал платной массовкой, только с уровнем оплаты повыше, и проголосовал за этот самый закон, который за несколько дней до этого гнобил. И таких саш у Коломойского в парламенте до 40 душ. И если таки это кому-то надо, то могут быть куплены и новые.
Вторая демонстрация силы – это телефонное выступление Коломойского в студии у Шустера. «Где вы учились – я там преподавал». «Верни деньги». «Вот такая гниль». «У вас прямо не передача, а ботоферма. Собрали там сборище порохоботов». «Учите матчасть». Главным в пятничных речах Коломойского было, конечно, не содержание, а форма. В психологии есть такое понятие, как примитивная группа. Это сообщества (например, подростковые банды, а иногда – обычный школьный класс), где, как следует из названия, животное доминирует над социальным. Закон стаи. У примитивных групп есть главарь – альфа. Чтобы им стать, нужно максимально брутально подчинить тех членов группы, кто с этим не согласен.
В пятницу у Шустера мы видели выступление альфы перед воображаемой примитивной группой, которую ему нужно подчинить. Судя по всему, именно так миллиардер Коломойский видит себя, свою роль в Украине и саму Украину. Наверное, мы не сделаем открытие, если констатируем, что многие не согласны с установлением в Украине приватного паханата.
Новая власть уверенно движется к вершинам по пеньковой дорожке Януковича, восстанавливая против себя интеллектуальные элиты и бизнес, не входящий в круг Коломойского и новой «семьи».
И, наконец, третья демонстрация силы – остановка и блокада поездов с углем под Львовом. Для этих целей Коломойский ангажировал уже подзабытого сегодня Константина Гришина, известного также как Семен Семенченко. По официальной легенде, судьба забросила скандального комбата на Западную Украину, потому что добрые люди увидели там вагоны с надписью: «РЖД» (Российские железные дороги). Семен (Константин), зачем так далеко ехать? Можно точно так же собраться под Трипольской ТЭС, входящей в Центрэнерго, контролируемой Коломойским. Туда тоже везут российский уголь.
Но Семенченко едет во Львовскую область. И вот уже в СМИ тиражируются версии, что уголь якобы могли везти Ахметову. Сам Семенченко говорит о том, что «российский уголь не должен попасть на Червоноградскую фабрику Королевской.
Действительность, как всегда, прозаичнее. На самом деле борьба добра со злом развернулась потому, что Игорю Валерьевичу Коломойскому требуется установить контроль над крупнейшей в Украине Червоноградской углеобогатительной фабрикой мощностью 9,6 млн тонн в год. В 2008 году фабрику приватизировала Наталья Королевская, которая владела активом через ПАО «Львовская угольная компания». С 2015 года фабрика стала предметом спора между Королевской и смотрящим от смотрящего Кононенко – Андреем Венгриным. В августе прошлого года суд начал санацию фабрики, арбитражным управляющим стал человек Венгрина.
Конфликт продолжался бы еще долго, если бы в него не вмешался справедливый арбитр, который, чтобы никому не было обидно, планирует отжать фабрику себе. Это Коломойский. Конечно, именно Коломойский сегодня может ангажировать Семенченко и Ко на совершение уголовно наказуемых деяний под гарантии неприкосновенности. Наверное, Семенченко долго бы смеялся, если бы просить перекрыть ж/д пути сегодня, при президенте Зеленском, его просил какой-то Венгрин. «Это уголок, Венгрин, сколько бы ты там ни рисовал», - ответил бы на такое предложение Семенченко. А вот если предлагают люди серьезные, то можно.
И, судя по тому, что блокирующие до сих пор блокируют, а не сидят в СИЗО, предлагали люди серьезные и с гарантиями. Люди, у которых Венгрин сегодня может быть только на подхвате. Так что думаем, в скором времени среди руководителей фабрики стоит ожидать появления «профессиональных и понятных» Игорю Валерьевичу людей вроде Владимира Потапенко на Центрэнерго. А контроль над обогатительной фабрикой, перерабатывающей уголь с госшахт «Волыньуголь» и «Львовуголь» - еще один шаг Коломойского к вертикально интегрированной энергетической компании.
Ну а еще один смысл блокады – сигнал Зеленскому. Присутствие Коломойского в Центрэнерго разрешено, но не закреплено, и Коломойского это раздражает. Блокадой поставок под соусом борьбы с российским углем можно легко доехать до энергетического кризиса и веерных отключений. Особенно с учетом объема нынешних запасов угля на теплогененерациях. «Я могу быть добрым, я могу быть злым – выбирайте, Владимир Александрович», - как бы говорит Коломойский президенту.
А заблокированные вагоны – вообще могут оказаться транзитный и ехать в Европу. Как это уже было в апреле этого года, когда точно так же поезд с углем остановил – нет, не Семенченко, а Игорь Палица. Но только не под Львовом, а в Киверцовском районе Волынской области. Заявленная причина остановки была похожа, но с нюансами: на местном канале на скорую руку сняли сюжет о том, что «очевидно, уголь завезен по формуле "Роттердам+" из России, потому что «Порошенко ведет торговлю с Россией». Но после того, как в статье «Палица палится» от 15 апреля мы написали о том, что правая рука Коломойского просто хотел обилетить владельцев груза, блокада была снята.
Но сегодня билетером выступает уже лично Коломойский, так что фабрика отойдет под его контроль. Конечно, в рамках борьбы с русским миром. И уже потом, когда справедливость восторжествует, русский уголь снова поедет на фабрику. Или транзитом, в зависимости от того, как будет выгоднее Игорю Валерьевичу.