Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием

Налоговая реформа: что кроется за ее отсутствием

Во вторник, 13 октября, заместитель министра финансов Елена Макеева сообщила, что окончательный вариант налоговой реформы будет готов к ноябрю. Эксперты полагают, что фискальные нововведения вступят в силу еще позже – вероятно, за несколько дней до Нового года. Forbes разбирался, почему так долго не могут договориться между собой авторы разных проектов налоговой реформы и Международный валютный фонд.


Еще в сентябре на рассмотрение Национальному совету реформ при президенте Украины было предоставлено два варианта налоговой реформы. Но оба – вариант, разработанный Минфином, и проект, вышедший из-под пера налогового комитета ВР – были отправлены на доработку. До сегодняшнего дня инициаторам новаций договориться так и не удалось – ни между собой, ни с МВФ, который имеет собственное мнение относительно того, какой должна быть фискальная политика Украины.

Диалога нет

«Налоговая реформа не переносится, просто Минфин в комитете не слышат, идет дискуссия», – сетует Елена Макеева. Что именно из предложений министерства отказывается услышать профильный парламентский комитет, замминистра не уточнила.
Вариант, предложенный Минфином, не является революционным, как его пытаются представить. Он не решает задачу активизации предпринимательства в Украине. И Минфину сложно доказать состоятельность своего проекта - Герман Теслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина»

По мнению президента Союза налоговых консультантов Украины Леонида Рубаненко, налоговая реформа откладывается потому, что к ее написанию и отработке основных положений боятся допускать высококлассных специалистов-практиков – ведь те подвергают жесткой критике многое из предложенного «новаторами». «Они сразу режут все глупости. А без специалистов – ничего не выходит», – констатирует он.

Вызывает сомнение у аналитиков и новационность последних наработок. «Вариант, предложенный Минфином, не является революционным, как его пытаются представить. Он не решает задачу активизации предпринимательства в Украине. И Минфину сложно доказать состоятельность своего проекта. На этом фоне проект от Нины Южаниной (предложенный налоговым комитетом ВР. – Forbes), в разработке которого приняли участие многие специалисты от общественных организаций, выглядит более приемлемым», – уверен Герман Теслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».

По его словам, видимо, понимая, что при голосовании за эти проекты шанс быть принятым выше у проекта Южаниной, правительство старается оттянуть его рассмотрение в надежде на изменение конъюнктуры в ВР.

Налоги ни при чем

Эксперты считают, что реформа затягивается еще по причине неверно расставленных акцентов в отношении того, что же в действительности вредит бизнес-климату в Украине. В частности, предприниматели во время дискуссий нарекали не столько на размер налогов – даже размер ЕСВ оказался не критичен – сколько на администрирование и своевольное поведение налоговых инспекторов и представителей прокураторы. «Главное сейчас – не реформа, а правильное администрирование того, что есть. Нужны отдельные коррективы – снижение ренты по предложениям экспертов МВФ и некоторые технические правки в НДС и налог на прибыль», – указывает Леонид Рубаненко.
Депутаты разъехались по округам. И даже если приедут, будут использовать дебаты о Налоговом кодексе для популистских заявлений
Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ»

Один из налоговых экспертов, пожелавший прокомментировать ситуацию анонимно, поясняет: у Минфина имеются свои мотивы затягивать фискальное реформирование. Причина – в коррупционной составляющей, заложенной во все без исключения схемы взаимодействия деловых кругов и госсектора. Так, на сегодняшний день у налоговых органов есть доступ к бизнесу, который генерирует наличные деньги. И эта наличность идет на дополнительное вознаграждение чиновников. «Ничего не меняется, потому что с помощью Налоговой хорошо финансируются взятки. Бизнес, который не платит налоги, а откупается, в итоге никак не наказывается. Госслужба не выполняет свои обязанности: не наказывает ни олигархов, ни мелких ЧП», – подчеркивает собеседник Forbes.

Для решения этой проблемы, по его словам, желательна кардинальная смена кадрового состава государственных органов – по аналогии с тем, как милиция была заменена полицией. Также следует официально установить высокие зарплаты, чтобы у госслужащих не было стимула брать взятки. «Если это сделать сейчас, то через год мы получим совершенно новую страну», – уверен эксперт.


Еще одной причиной «переноса» налоговой реформы могла стать избирательная кампания. «Депутаты разъехались по округам. И даже если приедут, будут использовать дебаты о Налоговом кодексе для популистских заявлений», – прогнозирует Тарас Козак, президент инвестиционной группы «Универ».

Герман Теслицкий отмечает, что местные выборы играют в этом вопросе не на руку правительству. Предвыборная гонка отвлекает на себя основные временные и человеческие ресурсы отечественного политикума. «Выборы занимают много времени, которого и так нет», – констатирует Теслицкий.
Фактор Фонда

В довершение ко всем вышеописанным сложностям, итоговый вариант реформы никак не может согласовать главный кредитор страны – Международный валютный фонд. Аналитиков Фонда настораживает тот факт, что налоговые поступления в любом случае не обеспечат должного наполнения госбюджета Украины. «МВФ уверен, что не хватит средств перекрыть дыру в бюджете, которая образуется. По подсчетам Нины Южаниной, это 200 млрд гривен. Также предлагаемыми вариантами не удастся вывести бизнес из тени», – объясняет собеседник Forbes, пожелавший остаться неназванным.
«МВФ уверен, что не хватит средств перекрыть дыру в бюджете, которая образуется. По подсчетам Нины Южаниной, это 200 млрд гривен. Также предлагаемыми вариантами не удастся вывести бизнес из тени»

По его словам, даже если правительство максимально сократит все бюджетные расходы, сумма, необходимая для погашения этой дыры, не появится. А МВФ не готов финансировать Украину в объемах бóльших, чем те, что были оговорены ранее. Кроме того, в Фонде считают, что реформирование украинской налоговой системы должным образом не проводится, и легкая корректировка налоговых основ – это не та реформа, о которой заявлялось ранее.

На восприятие международной общественностью того варианта налоговой реформы, который был предложен правительством, не лучшим образом повлияли громкие заявления Артура Лаффера – недавно назначенного советника министра финансов Украины. В частности, он заявил о необходимости более радикального снижения ставок. «Мне тоже хочется для Украины радикальных решений. Ведь сейчас Украина находится в очень непростой ситуации, а потому ей нужно радикальное сокращение налогов. Если не сейчас, то когда?» – сказал Артур Лаффер в интервью одному из СМИ, чем косвенно подыграл оппонентам правительства – налоговому комитету ВР.
Когда ждать реформу

Участники рынка допускают, что, по сложившейся уже в Украине традиции, налоговую реформу могут принять аж в конце декабря. «В этом году, я думаю, реформы все же будут. И причина – общественное давление, которое станет усиливаться. Очень не хочется принимать новый [Налоговый] кодекс «под елкой», ведь бизнесу нужно подготовиться, настроить свои процедуры, документы и софт под новые правила», – отмечает Тарас Козак.

«Во всяком случае, все стороны настроены на то, чтобы налоговая реформа состоялась. Для правительства это обязательство перед международными партнерами. Для бизнеса – попытка себя спасти. Однако правительство – в режиме нехватки времени», – добавляет Герман Теслицкий. По его словам, вполне возможно, что будет принято решение оставлять до конца года все как есть, верстать бюджет на старой налоговой базе, и все новации переносить на 2016 год. «Уверен, для власти это проигрышный, но вынужденный путь. Таким образом, нас может ожидать еще один тяжелый, серый, малоперспективный год», – опасается эксперт.

«А вообще, все может остаться, как есть. С 1 января просто заработает нормативный режим, который также уменьшает ЕСВ. Налог на прибыль составит 18%, и будет неограниченный перенос убытков по НДС», – резюмировал один из налоговых аналитиков.