В нормальной стране и в нормальные времена сообщения о том, что потенциальный убийца Салмана Рушди поддерживал через интернет контакт с одной из фракций иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР), стали бы значительным событием. Действительно, если бы в правительство какого-либо государства, кроме Ирана, входила международная террористическая организация, подобная КСИР, проникая в самое сердце всех аспектов его политики и экономики, его бы ждал настоящий ад.
Такой режим постоянно подвергался бы риску свержения со стороны соседей и Соединенных Штатов. У него не было бы сторонников и поклонников в Вашингтоне. В администрации президента США не было бы фракции, выступающей за то, чтобы его путь к ядерному оружию был усыпан розами и имел слабые ограничения.
Но речь идет об Иране, и это особенный случай.
Иран может вести идеологические войны в четырех соседних странах, и никто и глазом не моргнет. Он может путем обмана и двойных сделок подойти к самой грани получения ядерного оружия и использовать этот факт не только для предотвращения краха, но и для вымогательства денег у остального мира.
Он может регулярно похищать ученых, журналистов и лиц с двойным гражданством. И не только каждый раз откупаться, но и вызывать политические кризисы в этих демократических странах, потому что их правительства не уступили достаточно быстро или не принеся достаточно извинений.
И, как показали события последнего времени, он может вдохновить фанатиков-головорезов на то, чтобы взять в руки нож и напасть на известного писателя. Причем вдохновить - десятилетиями распространяя ложь о содержании книги, написанной еще до рождения неудавшегося убийцы. Более того, если бы нападавшему удалось убить Рушди, он мог бы претендовать на предложенную Ираном огромную денежную выплату, которая сейчас составляет 3,3 миллиона долларов (эта сумма все еще ждет исполнителя и недавно ее даже увеличила связанная с иранским правительством «культурная организация»).
За несколько дней до нападения на Рушди Министерство юстиции США объявило о предотвращении по меньшей мере трех попыток иранцев убить американских общественных деятелей. Иранцы завербовали агентов и пытались претворить в жизнь планы по убийству журналиста-диссидента Масиха Алинежада, бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона и бывшего госсекретаря Майка Помпео. В Америке есть множество других потенциальных целей Ирана, которые не стали доводить угрозы в свой адрес до сведения широкой общественности.
Представьте себе, если бы это сделал Китай или Северная Корея. Была бы реакция на подобные действия этих стран столь приглушенной и спокойной? Решил ли бы Госдепартамент, что, конечно, все это плохо, но истинный ответ на это насилие - это еще больше переговоров о заключении ядерной сделки?
Мы не должны забывать, как сказал Алинежад: кампания убийств будет продолжаться, даже если отдельные попытки пресекут федералы. Рушди, похоже, выжил - слава Богу, - но вероятность того, что вскоре кто-то другой будет убит Ираном на территории США, велика. Это может быть писатель, которым вы восхищаетесь, или политик, за которого вы бы голосовали.
Волна насилия прибывает и убывает. Иран и Америка находятся в состоянии необъявленного конфликта с 1979 года, когда к власти пришла исламская революция и начала войну, по сути, против всего остального мира. Однажды в 1988 году Америка потопила большую часть военно-морского флота Ирана. В 2020 году Америка убила командующего Стражей революции Касема Солеймани, который был лицом все более открытой попытки Ирана захватить весь Ближний Восток. Некоторые утверждают, что будет справедливо, если иранцы тоже оттянутся, экспортируя свою революцию соседям и получая за это возможность убить несколько американцев.
Это само по себе глупый мазохизм, но он также тактически несостоятелен. В Великобритании уже проводили этот эксперимент, и результаты неутешительны.
Там ваши шансы быть убитым российской разведкой, вероятно, чуть больше, чем умереть после попадания молнии. Громких убийств уже достаточно много.
Убийство бывшего шпиона КГБ Александра Литвиненко в 2006 году с помощью радиоактивного изотопа было самым жутким и самым публичным из них, а попытка отравления нервно-паралитическим веществом «Новичок» Сергея Скрипаля в 2018 году, в результате которой погиб ничего не подозревающий британский гражданин, стала еще одним убийством в Великобритании, совершенным Россией с помощью оружия массового поражения. Вокруг этих смертей крутятся множество вероятных покушений: как насчет российских перебежчиков, которые умерли во время пробежки, или чьи «самоубийства» вызывают подозрения? Все это лишь еще больше мутит воду.
Британия - это окончательное доказательство того, что как только вы позволяете иностранному правительству совершать террористическое убийство на своей земле, все и вся становятся игрой по правилам. У спецслужб тираний никогда не иссякает число возможных жертв. Они никогда не устанут от этого проекта и не отходят от дел, полагая, что добились своего. Вторжение России в Украину в этом году стало вершиной айсберга безнаказанности за другие преступления, которые накапливались два десятка лет.
Иран может извлечь такой же урок из нападения на Рушди. Еще один удар по Рушди, говорят аятоллы. Еще немного удачи, думают они, и мы действительно покажем всем, что мы имеем в виду.