Наша темная сторона

Наша темная сторона

Вопрос, который мучает нас на протяжении веков – являются ли люди, хотя и несовершенными, но по существу добрыми, рациональными, благодушными существами? Или мы созданы плохими, ограниченными, праздными, тщеславными, мстительными и эгоистичными? Простых ответов ждать не стоит, и между людьми явно много различий, но в этой статье мы проливаем основанный на фактических данных свет на этот вопрос с помощью 10 удручающих выводов, которые раскрывают более темные аспекты человеческой природы:

Мы считаем меньшинства и уязвимых «недолюдьми». Одним из ярких примеров этой вопиющей дегуманизации явилось исследование сканов мозга, которое показало, что небольшая группа студентов демонстрировала меньшую нервную активность при просмотре фотографий бездомных или наркоманов, по сравнению со снимками людей с более высоким статусом. Другое исследование показало, что люди, выступающие против арабской иммиграции, склонны считать арабов и мусульман буквально менее развитыми. Среди других примеров есть свидетельства того, что молодые люди дегуманизируют пожилых; а мужчины и женщины - пьяных женщин. Более того, склонность к дегуманизации начинается рано - дети в возрасте до пяти лет считают тех, кто не относится к их окружению (людей из другого города или ребенка другого пола) менее человечными, чем своих знакомых.

Согласно исследованию 2013 года, мы испытываем Schadenfreude (удовольствие от страданий другого человека) уже в четыре года.Это чувство усиливается, если ребенок уверен, что человек заслуживает страдания. Недавнее исследование показало, что к шести годам дети готовы платить за то, чтобы наблюдать за наказанием «плохой куклы» вместо того, чтобы тратить деньги на наклейки.

Мы верим в карму – при условии, что угнетенные заслуживают своей участи. Печальные последствия таких убеждений были впервые продемонстрированы в ставшем уже классическим исследовании 1966 года, проведенном американскими психологами Мелвином Лернером и Кэролин Симмонс. В своем эксперименте, в котором студентку наказывали электрошоком за неправильные ответы, участницы впоследствии высказывались о ней как о менее симпатичной и достойной восхищения, когда они слышали, что им предстоит снова смотреть на ее страдания, особенно если они чувствовали свое бессилие и невозможность повлиять на ситуацию. С тех пор исследования показали нашу готовность обвинять бедных, жертв изнасилования, больных СПИДом и других в их судьбе, лишь бы сохранить нашу веру в справедливый мир. Таким образом, те же или похожие процессы, вероятно, ответственны за наше подсознательное благожелательное представление о богатых людях.

Мы ограничены и догматичны. Если бы люди были рациональными и непредубежденными, то простым способом избавить человека от ложных убеждений было бы познакомить его с фактами. Однако классическое исследование 1979 года продемонстрировало бесполезность этого подхода - участники, которые твердо выступали за или против смертной казни, полностью игнорировали факты, которые подрывали их взгляды, фактически удваивая их решимость отстаивать первоначальную точку зрения. Судя по всему, отчасти дело в том, что мы видим в опровергающих наши убеждения фактах отрицание своего самоопределения. Не помогает делу и то, что многие из нас переоценивают свои знания, и что, когда мы считаем, что наши мнения выше других, это удерживает нас от дальнейшего поиска информации.

Мы предпочли бы бить себя током, лишь бы не думать. Это было продемонстрировано в противоречивом исследовании 2014 года, в котором 67% участников и 25% участниц решили испытать на себе неприятные удары электрическим током, чтобы не тратить 15 минут на мирные размышления.

Мы тщеславны и самоуверенны. Наши иррациональность и догматизм могли бы быть не такими уж и дурными качествами, если бы их сопровождала толика смирения и самокритичности, но большинство из нас переоценивают свои способности и качества, включая навыки вождения, интеллект и привлекательность - явление, которое было названо «эффектом Лейк Вобегон» в честь вымышленного города, где «все женщины сильны, все мужчины красивы, а все дети по уму превосходят средний показатель». По иронии судьбы, наименее знающие люди больше склонны к самоуверенности (так называемый эффект Даннинга-Крюгера). Эта иллюзия превосходства достигает наиболее экстремальных проявлений в отношении нашей морали, например, в том, насколько принципиальными и справедливыми мы себя считаем. На самом деле, даже заключенные в тюрьму преступники думают, что они добрее, надежнее и честнее, чем средний член общества.

Мы моральные лицемеры. Стоит с осторожностью относиться к тем, кто быстрее и громче всех осуждает моральные недостатки других, - есть вероятность, что у моральных проповедников рыльце в пушку, но они гораздо снисходительнее относятся к собственным проступкам. В одном исследовании ученые обнаружили, что люди оценивали одни и те же эгоистичные действия (выбор для себя более простого из двух предлагаемых экспериментальных заданий) гораздо менее справедливо, если они совершались другими. Существует давно изученное явление, известное как «асимметрия действующего лица и наблюдателя», которое частично описывает нашу склонность приписывать плохие поступки других людей, в том числе неверность супругов, их характеру, и истолковывать те же самые действия, совершенные нами, ситуацией. Эти двойные стандарты могли бы даже объяснить распространенное убеждение, что быть вежливым стало немодно - недавние исследования показывают, что мы оцениваем те же самые проявления грубости гораздо более сурово, когда они совершаются незнакомцами, чем нашими друзьями или нами.

Мы все — потенциальные тролли. Как подтвердит любой, кто ввязывался в спор в Твиттере, социальные сети могут усиливать худшие стороны человеческой натуры, отчасти из-за того, что анонимность увеличивает нашу склонность к безнравственности. Хотя исследование показало, что люди, склонные к бытовому садизму (которых очень много), чаще становятся онлайн-троллями, опубликованное в прошлом году исследование показало, что плохое настроение и троллинг со стороны других удваивают вероятность того, что человек будет заниматься троллингом. Фактически, первоначальный троллинг горстки людей может стать причиной снежного кома возрастающего негатива, о чем исследователи узнали, изучая обсуждения читателей на CNN.com.

Мы любим неэффективных лидеров с психопатическими чертами. Американский психолог Дэн Макадамс недавно пришел к выводу, что явная агрессия и грубость президента США Дональда Трампа имеют «первобытную привлекательность», и что его «зажигательные твиты» подобны «вызывающему поведению» альфа-самца шимпанзе, «призванному запугать». Если оценка Макадамса верна, она вписалась бы в более широкую модель: лидеры чаще обладают психопатическими качествами характера. Возьмем, к примеру, опрос руководителей финансовых корпораций Нью-Йорка, который показал, что они имеют высокие показатели по психопатическим признакам, но ниже средних – по эмоциональному интеллекту. Метаанализ, опубликованный этим летом, изобличил, что скромная, но существенная связь между психопатией и руководящими позициями действительно существует, что важно, поскольку психопатия также коррелирует с менее эффективным руководством.

Нас сексуально привлекают люди с отрицательными чертами. Мало того, что мы выбираем в свои лидеры людей с психопатическими качествами, факты свидетельствуют о том, что мужчин и женщин сексуально привлекают, по крайней мере в краткосрочной перспективе, люди, проявляющие так называемую «темную триаду» черт характера - нарциссизм, психопатию и макиавеллизм. Одно исследование показало, что физическая привлекательность мужчины в глазах женщин возрастала, когда его описывали как человека корыстного, манипулирующего и нечувствительного. Одна теория гласит, что эти черты характера истолковываются как «качество партнера» с точки зрения уверенности в себе и готовности рисковать. Имеет ли это значение для будущего нашего вида? Возможно, да - в другом документе, опубликованном в 2016 году, было установлено, что женщины, которых больше привлекали самовлюбленные мужчины, имели больше детей.

Не падайте духом - эти результаты ничего не говорят об успехе, который достигли некоторые из нас в преодолении наших низменных инстинктов. Возможно, признавая и понимая наши недостатки, мы можем более успешно их преодолеть и, таким образом, развивать лучшие черты нашей натуры.