В прессе о ней обычно упоминают как о бывшей жене режиссера Андрея Кончаловского и матери Егора Кончаловского, однако в ее биографии было столько вершин и достижений, что уместнее было бы говорить о ней как о самостоятельной творческой единице. На ее счету – около 70 ролей в кино, правда, за некоторые из них ей довелось оправдываться перед соотечественниками…
Наталья Аринбасарова родилась в 1946 г. в Москве в семье военного. Ее детство и юность прошли в Средней Азии. В Туркмении она впервые увидела в кино балет «Лебединое озеро», после чего решила, что непременно станет балериной. Она поступила в балетную школу в Алма-Ате, а оттуда ее перевели учиться в Москву, в Академическое хореографическое училище при Большом театре.
О своем балетном прошлом Наталья всегда вспоминала с теплотой и гордостью: «Балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идешь и смотришь балет. Ты растешь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где, кроме всего прочего, тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят: вставай, – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через «не могу», через «не хочу» в жизни помогает всегда».
Балетная школа закалила ее характер, и это ей пригодилось, когда она начала сниматься в кино. Режиссеры очень ценили то, что Аринбасарова не была капризной и терпеливо выдерживала даже самые долгие съемки. Ее кинодебют состоялся в 18 лет, когда ее пригласили на главную роль в дипломную работу Андрея Кончаловского «Первый учитель». Режиссер сам стал для начинающей актрисы первым учителем, и позже она говорила, что именно этот опыт стал залогом ее дальнейшей успешной кинокарьеры.
В одном из эпизодов Аринбасарова должна была сниматься обнаженной. Она сразу заявила о том, что не может на это согласиться – восточная девушка, воспитанная в строгости, не могла себе такого позволить. Тогда вместо нее пригласили дублершу, но зрители не знали о том, что в этом кадре – на самом деле не она. И после выхода фильма на Аринбасарову посыпались гневные письма из Средней Азии, в которых соотечественники обвиняли ее в том, что она опозорила весь свой народ.
Позже актриса признавалась: «Даже на Западе эти кадры были революционными. Они поразили не только моих земляков. Помню забавный случай, когда на Московском кинофестивале в 67-м году меня вдруг обступила французская делегация и стала делать комплименты: как я замечательно сыграла, какая у меня чудесная фигурка... Со всеми комплексами советской девушки я начала им через переводчика объяснять, что в кадре снялась дублерша. А когда оглянулась, их и след простыл…».
Первая роль принесла Аринбасаровой славу не только в СССР, но и за рубежом: в 1966 г. на международном кинофестивале в Венеции ей вручили главный приз – золотой кубок Вольпи. После такого успеха юной актрисой заинтересовались зарубежные режиссеры, ее приглашал на съемки знаменитый французский режиссер Франсуа Годар, но Аринбасарову не выпустили за границу. Первый фильм стал для нее судьбоносным не только в творческой жизни, но и в личной: во время съемок они с Кончаловским расписались, а вскоре у них родился сын Егор. Этот брак продлился всего 5 лет: когда режиссер решил уехать за границу, Наталья отказалась его сопровождать и вместе с сыном осталась в СССР – на тот момент она была востребованной актрисой и собиралась продолжать кинокарьеру.
Окончив ВГИК, Наталья Аринбасарова продолжила свою кинокарьеру. Фильмы с ее участием часто удостаивались престижных кинопремий. Так, «Транссибирский экспресс» получил специальный приз жюри на Ереванском всесоюзном кинофестивале, а в 1978 г. его посмотрели 24 млн зрителей. В 1980 г. она заслужила Государственную премию СССР за роль в фильме «Вкус хлеба», в 1994 г. – приз за лучшую женскую роль в фильме «Слабое сердце» на международном кинофестивале в Женеве.
У актрисы было три брака. Через какое-то время после расставания с Кончаловским она стала гражданской женой художника-постановщика Николая Двигубского. В этом браке у нее родилась дочь Екатерина, которая впоследствии, как и ее старший брат Егор, тоже стала режиссером. Аринбасарова прожила с мужем 10 лет, после чего в 1980 г. он тоже эмигрировал за рубеж.
Спустя 2 года актриса вышла замуж за режиссера фильмов «Транссибирский экспресс» и «Визит к Минотавру» Эльдора Уразбаева. В 1990-х гг. из-за кризиса в кинематографе, безработицы и безденежья их отношения испортились, и они расстались. Со всеми бывшими мужьями ей удалось сохранить хорошие отношения – актриса не уставала повторять, что все они были очень талантливыми и интересными людьми, у которых было чему поучиться, и что она благодарна им за счастье, разделенное с ней.
Ей часто задают вопросы о том, считает ли она себя счастливой. На этот вопрос Наталья Аринбасарова отвечает с присущей ей мудростью: «В общем, можно сказать, что я счастлива. Хотя абсолютно счастливы могут быть только идиоты. На свою творческую судьбу мне грех жаловаться: мне везло, под меня писали роли, как, например, в «Песни о Маншук», «Транссибирском экспрессе» или «Слабом сердце». Радуешься, когда все хорошо, благополучно, но когда вспоминаешь, что людям тяжело, то ощущение радости и счастья сразу гаснет. Конечно, счастливые миги были. Что касается счастья в личном плане, то здесь это понятие короткое, мгновенное».
Сегодня она продолжает сниматься в кино и ведет активный образ жизни. «Я давно пришла к выводу: главное в жизни – хотеть, причем многого и очень сильно. Тогда желания сбываются. Ты словно программируешь себя», – говорит актриса.