Наталью Гундареву не просто любили — обожали. Она была королевой, но при этом — плоть от плоти своего народа. Чем заплатила актриса за это? От чего пришлось отказаться? И кто порой делал ее жизнь невыносимой? Ее считали близкой и родной, но на деле лишь немногие были с ней по-настоящему близки.
«Мне повезло больше других», — говорит актер Сергей Насибов. Авторам фильма удалось уговорить Сергея Насибова, который прожил последние 30 лет в США, рассказать от первого лица о той Наталье Гундаревой, которую он знал. «Знаю до сих пор…», — поправил он.
Об их романе когда-то судачили немало — Сергей был моложе Наташи на 10 лет. Да и темперамент обоих актеров давал о себе знать — искры вокруг летели! Что убедило его? Огромное количество домыслов и слухов, которые тиражируются до сих пор о Гундаревой. «Я хочу, чтобы знали правду и любили ее за то, кем она была на самом деле!» Сергей Насибов не просто дал эксклюзивное интервью, он озвучил этот фильм, комментируя других участников съемок — коллег Натальи Гундаревой.
Было видно, как Сергею Насибову трудно рассказывать о личных моментах в отношениях. У него порой перехватывало дыхание и подступали слезы.
Сергею Насибову было 23 года, его только что приняли в труппу театра Маяковского, когда к нему подошла Гундарева и с ироничной усмешкой «поддела» новичка, намекая, что взяли его в знаменитый театр не за талант, а за фактуру. Насибов отличался необычайной импульсивностью и, не раздумывая ни секунды, очень резко ответил примадонне.
Они не разговаривали год, а потом Насибов однажды зашел в зал во время спектакля с Гундаревой и не смог выйти — достоял до конца. Когда увидел ее за кулисами, вырвалось: «Ты просто замечательно играла!» Гундарева расцвела улыбкой, они вновь стали друзьями.
Тогда никто не думал, что между ними может быть нечто большее: Наталья была в браке со своим партнером по «Леди Макбет Мценского уезда» Виктором Корешковым, Сергей — женат. Но однажды театр поехал на гастроли по Балканам. И в автобусе, который вез их из Белграда в Тырново, что-то произошло — возникла химия. Они пили сливовицу, которую им подарили накануне, было весело. И, хотя вокруг было много людей, Сергей Насибов вспоминает этот эпизод, как первое свидание.
Наутро он узнал, что Наташа поссорилась с Корешковым. Тогда это ничего не значило: поссорились — помирятся. Но вечером после спектакля Сергей с Наташей случайно отправились погулять по ночному Тырново… С этого и начался их роман. В нашем фильме Сергей Насибов расскажет, как развивались их отношения.
В молодости Наталье пришлось делать выбор между двумя режиссерами: Леонидом Хейфицем и Андреем Гончаровым. Но, если Хейфиц, влюбившись в Наташу и женившись на ней, видел ее женой и матерью своих детей, то Гончаров поверил в нее, как в актрису. И Наташа отказалась от рождения ребенка, чтобы впервые выйти на сцену в главной роли. Это разрушило брак…
Были и творческие разногласия. Гундарева выпускала по 5-8 картин в год, снималась во всех громких премьерах своего театра. И признавалась, показывая на себя: «Там, (внутри) зверь сидит, такой зверь и все время просит, чтобы ему дали жрать вот эти вот роли серьезные. И как только простой, он уже оттуда начинает вылезать и тебя теребить. Потом ты даешь, он питается и располагается так вот». Тут она забавно изображала вальяжную позу…
Наталья Гундарева была не только уникальной актрисой, но и женщиной магического обаяния, которое воздействовало на всех вокруг — от милиционера до высокопоставленного чиновника. В нашем фильме Александр Панкратов-Черный рассказывает, как Гундарева помогла ему «выбить» квартиру от государства. Так вышло, что она заботилась обо всех, кто ее окружал: устраивала праздники, кормила, тащила на себе репертуар театра в голодные 90-е годы, когда театр жил только на доходы «с кассы», даже стала депутатом Государственной Думы, чтобы помогать всем, кто не мог сам себе помочь. К ней шли, как к последней инстанции, зная, что Гундарева пробьет любую стену… Так она реализовывала свою потребность быть матерью. «Все люди — это ее дети» — сказал о ней в нашем фильме Дмитрий Брусникин.
Интервью Дмитрия нам удалось получить незадолго до его ухода из жизни.
Но Гундаревой было дано нечто большее, чем забота о людях — миссия. Те экранные образы, которые она создала, меняли людей, меняли судьбы. После фильма «Однажды 20 лет спустя» появилось больше многодетных семей, после «Хозяйки детского дома» стало меньше детей-отказников. И причиной этому был ее удивительный дар.
«Она ощущала свое мессианство. Ощущала точно! Она знала, что воздействует на зрительный зал, как никто. Это была какая-то магия», — говорит о ней режиссер Юрий Иоффе.
Гундарева прославилась благодаря кино. Но ее главной любовью был театр. Она, как никто, ощущала власть над зрительным залом. Когда ты словно держишь в руках невидимые поводья: и люди дышат, как ты хочешь, охают тогда, когда ты этого хочешь, плачут, когда ты им велишь. Она умела заполнять собой все пространство. На сцене всегда была Гундарева, а уже потом — все остальные.
В театре Маяковского, где Гундарева проработала всю жизнь, она была безусловным лидером. Только на нее деспотичный худрук Андрей Гончаров никогда не повышал голос. Она вела себя в театре, как хозяйка: явившись, обходила все закулисье и нередко делала выволочки рабочим сцены или другому персоналу за недобросовестную работу. «Если я выкладываюсь на все сто, рву жилы, почему кто-то другой может позволить себе халтурить?»
Именно в ней труппа театра видела нового художественного руководителя. Но произошло непредвиденное: инсульт, который случился с ней в неполные 53 года, был результатом жизни на пределе.
Имея с детства слабые сосуды, Наталья Гундарева часто мучилась от высокого давления. С собой всегда носила большую аптечку. Актрисе вызывали «скорую», врач стоял за сценой, держа шприц наготове. За кулисами Гундарева задыхалась и не могла ходить, но когда оказывалась на сцене, то оживала и выглядела полной сил. Она знала, что ее ждут люди, она играла для них.
Болезнь стала для Натальи Гундаревой не просто испытанием, ударом под дых, жестоким вызовом судьбы. Целый год она восстанавливалась. Все это время ее поддерживал муж Михаил Филиппов, актер театра Маяковки. Он помогал ей заново учиться ходить, говорить, не отходил от Натальи. Сегодня Михаил Филиппов не дает интервью. Ему слишком трудно вспоминать о Наталье Гундаревой, с которой они прожили почти 20 лет. В нем актриса нашла, наконец, ту зрелую любовь и выстроила отношения с человеком, который был ей равен.
«Она была достойна именно такой искренней преданности и заботы», — признается Сергей Насибов.
Оправиться после инсульта Наталье Гундаревой так не удалось. В декабре 2002 года Наталья Гундарева вышла с мужем прогуляться, поскользнулась и ударилась головой об лед. Ее состояние резко ухудшилось, она испытала настоящую психологическую травму, когда осознала, что о работе в театре больше не может быть и речи. Осенью 2004 года ее самочувствие резко ухудшилось, а 15 мая 2005 года актрисы не стало.
В одном из интервью Наталья Гундарева призналась: «Думаю, что инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше —нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок... В конце дня я и понять не могла, на что, по сути, я потратила целые сутки. Словно действия мои были пустыми, лишенными внутреннего смысла...
И вот Бог меня остановил. Теперь на все смотрю я другими глазами — как шумит на ветру листва, светит солнце, шумит дождь, плывут облака, стелется туман по полям... Всегда и везде мы живем либо в прошлом, цепляясь за воспоминания, либо в будущем, обдумывая предстоящие дела. А вот настоящее от нас незаметно исчезает. Но ведь каждый миг жизни имеет свою неповторимую уникальную ценность. А потому во всех испытаниях, даже в горе, всегда ищите счастье и радость!»
В фильме были использованы уникальные фото из личного архива Сергея Насибова, а также фрагменты выступления Натальи Гундаревой на творческой встрече со зрителями, где она сама отвечает на вопросы о своей жизни.