Испокон веков наука не была отделена от образования – все величайшие
открытия эпохи Возрождения и нового времени были созданы учеными,
работавшими именно при университетах – Ньютон творил при Кембридже,
юридические законы на основе римского права создавались в Оксфордском
университете, а Киево-Могилянская академия была средоточием научной
жизни в Украине. На западе и ныне наука не отделяется от крупных вузов –
знаменитый Стивен Хокинг, к примеру, работает при Кембриджском
университете. А в нашей стране наука находится в упадке помимо всего
прочего и из-за того, что в советское время она была фактически отрезана
от образования. О сотрудничестве с бизнесом не приходится и говорить –
если от образования наука была отделена, к бизнесу она до сих пор не
привыкла. Как и бизнес к украинской науке сообщает "Спектр Новости" со ссылкой на ubr.ua
Наука без инвестиций – кто виноват?
Как известно, в Советском союзе все было (или должно было быть) плановым – и экономика, и строительство, и даже коммунальный быт. Не избежала этой участи и наука. Вскоре после октябрьской революции и завершения гражданской войны, когда общество уже не было подавлено военным коммунизмом, была создана Академия наук, объединившая в себе всю советскую науку в лице четырех (физико-технических и математических наук, химико-технологических и биологических наук, наук о Земле и общественных наук). Кроме того, были созданы сотни узкоспециализированных научно-исследовательских институтов, большая часть из которых ныне используется в качестве бюджетных бизнес-центров.
Несмотря на стереотипы о развитой советской науке и ошеломляющем количестве научных учреждений (уже в 1930-х их количество составляло 800 штук), несмотря на ответственность за всю науку всего СССР, советская АН за время своего существования ни разу не выступила инициатором научных реформ или проектов, утверждает Гавриил Хромов, советский популяризатор науки в своей статье.
Критик сравнивает Академию наук скорее с профильным министерством, более преследующим политические, чем научно-организационные цели. Как же обстоит ситуация в украинской Академии наук, мы выяснили у отечественных деятелей науки и образования.
"Наши университеты имеют неполноценную структуру, - говорит министр образования и науки Украины Сергей Квит, - если западные университеты в первую очередь направлены на научные исследования и их результаты, а лучшие глобальные рейтинги как раз учитывают публикации, являющиеся результатами научных исследований, то у наших университетов этого нет. Этот сегмент слишком мал – несколько процентов от всей деятельности университета, а нужно хотя бы 50%". Министр пояснил, что первые шаги в ликвидации этого досадного недостатка украинских вузов уже принимаются. Так, в Верховной Раде имплементируется закон о высшем образовании и закон о научной и научно-технической деятельности. Эти и еще ряд законов дадут возможность университетам изменить свою структуру, изменить инфраструктуру научных исследований, утверждает г-н Квит. "Хотя, без реформирования экономики невозможно серьезно говорить о реформировании какого-либо уровня образования", - подытожил министр.
"Наша страна еще не пришла к тому, чтобы делать специальный налоговый климат для инвестирования в науку и образование. В этом также есть ряд объективных причин – радикальная налоговая реформа и война, на мой взгляд, несовместимы", - говорит Сергей Квит. Чиновник оправдывает отсутствие налоговых реформ возросшими тратами на армию и сокращением бюджета. А так как результаты налоговой реформы проявят себя лишь спустя год (как говорит министр, бизнесу необходимо время, чтобы поверить государству), государство не спешит со специальными налоговыми льготами для инвестиций в науку.Как привлечь инвестиции?
"Говоря о сотрудничестве бизнеса и образования, чрезвычайно важно учитывать и дошкольное образование", - продолжает министр, сообщая об открытии детских садов, что, все же, не имеет отношения к украинской науке. Кроме того, чиновник считает, что отечественный бизнес "недостаточно требователен" к государству – когда заходит речь о научных исследованиях, бизнес готов скорее платить за западные технологии, которые, по словам министра, "упакованы лучше" и защищены интеллектуально, нежели иметь дело с украинскими учеными, стимулируя производство этих технологий в Украине.
На данный момент решением проблемы является, по словам министра, сотрудничество государства и бизнеса в сфере законотворчества: "Мы находимся в постоянном диалоге, к примеру, ассоциация IT-Украина дала нам картину того, в каких выпускниках заинтересован IT-бизнес, и именно эти вузы и факультеты финансировались нами в первую очередь в этом году. Диалог есть, и я думаю, что шаг за шагом сотрудничество будет все более тесным".
"Образование – это возможность реализовать себя, - говорит вице-президент по развитию бизнеса KM Core Богдан Купич. – В Европейском союзе насчитывается 3300 высших учебных заведений, 200 научных парков. И Украина должна со всем этим конкурировать; не только с Европой, но и с Китаем, Индией, Кремниевой долиной. Многие спрашивают, почему Украина не может построить свою Кремниевую долину, ведь мы можем учиться у других. Для этого нужно разобраться, какой из этих вариантов больше всего подходит для Украины". По словам г-на Купича, основной капитал Украины в этом вопросе - интеллектуальный, но проблема в другом – в нашей стране имеет место утечка мозгов.
Как утверждает эксперт, это является большой проблемой для правительства. Однако Индия и Китай, выбравшиеся из третьего мира, показывают нам успешный пример решения проблемы "утечки мозгов" - получившие опыт за рубежом специалисты могут возвращаться на родину, открывая собственные компании и приходя к успеху уже в своей стране.
Кстати, об Индии и Китае. Сингх Манмит, инвестор и ментор в Chinaaccelerator, считает, что Украине нужно определиться с путями развития инновационной инфраструктуры. По его словам, основным вектором должно стать повышение качества технического образования. Для этого нужно перейти к развитию навыков, нужных для высокотехнологичного сектора экономики, также необходимо заняться продвижением научных исследований и разработок при университетах, повышением квалификации ученых.
В то же время, считает Сингх Манмит, построением высокотехнологичного сектора экономики в Украине должны заниматься частные компании, а не государство. Такой подход соответствует индийской модели, когда правительство, имеющее проблемы во многих отраслях, отдает перспективный сектор на откуп предпринимателям.
Помимо того, что стоит остановить "утечку мозгов", а уже "утекшие" вернуть обратно, русло украинской науки необходимо наполнить инвестициями извне. Как это сделать в условиях кризиса? Ответ прост! Сингх Манмит утверждает, что зарубежных инвесторов всего лишь нужно убедить, что Украину ждет светлое будущеее. Независимо от того, что со страной происходит сейчас, месседжи о ее перспективах должны быть исполнены позитива. Первые попытки наша страна уже предпринимает – пример тому ролик министерства экономического развития и торговли Ukraine. Open for U. Лишь одно может погубить положительные начинания Украины – внутренние распри, которые могут спугнуть инвесторов из заграницы.
Сотрудничество в образовании
Выше мы говорили о сотрудничестве бизнеса и науки. Выводы оказались не слишком утешающими – то денег не хватает, то "мозгов". Однако образование не менее нуждается в инвестициях, чем наука. "Наша бизнес-школа является примером сотрудничества между бизнесом и университетом, - утверждает декан Львовской бизнес-школы УКУ София Опацкая. – Сама бизнес-школа была инициирована несколькими компаниями, которые искали университет, совместно с которым могли бы основать бизнес-школу".
По словам г-жи Опацкой, создание каждой программы школы не обходится без участия бизнеса, которое состоит в помощи с организацией программы. "Нужно смотреть на лучшую практику, но все-таки мы готовим людей для того, чтобы они оставались в Украине, - говорит декан. -Признаком того, что украинское образование не справляется, является количество корпоративных университетов. Если бы компании были довольны качеством украинского высшего образования, они бы не создавали корпоративные университеты".
Декан Львовской бизнес-школы считает, что существует зависимость между экономической ситуацией в стране и тем, насколько бизнес готов инвестировать в образование. Слова министра образования и науки о том, что денег на науку в Украине сейчас не хватает из-за армии, София Опацкая прокомментировала так: "Если бы на самом деле 25 лет инвестировали в образование, то не было бы нужды инвестировать в армию".
А о том, насколько успешным является результат сотрудничества частного сектора и образования в виде коммерческих вузов, узнаем в следующем материале.